УИД77RS0016-02-2023-021043-25
Дело № 2А-1366/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2023 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1366/2023 по административному иску акционерного общества «Специализированный застройщик «ЛЗСМиК» к отделу судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Специализированный застройщик «ЛЗСМиК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 13.06.2023 года № 77055/23/311737 о возбуждении исполнительного производства с предметом взыскания исполнительского сбора в размере сумма по исполнительному производству № 364529/22/77055-ИП от 12.12.2022 года.
В обоснование административного иска указано, что 12.12.2022 года в ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство № 364529/22/77055-ИП в отношении должника ООО «СЗ «ЛЗСМиК» с предметом исполнения «Неустойку в размере 0,2 % за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2023 по день фактического исполнения на сумму долга в размере сумма». Во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства 12.12.2022 года, т.е. в установленный законом 5-дневный срок с момента получения должником указанного постановления, административный истец погасил основную задолженность по исполнительному производству в размере сумма, что подтверждается платежным поручением № 4005 от 14.12.2022 года. Платежным поручением № 1816 от 05.06.2023 года административный истец оплатил часть долга по неустойке и штрафу в размере сумма При этом, по требованиям в части взыскания неустойки и штрафа должнику как застройщику предоставлена отсрочка. Вместе с тем, 13.06.2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере сумма, с чем административный истец не согласен.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Судом установлено, что 12.12.2022 года ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес на основании исполнительного листа серии ФС 040934320 от 21.11.2022 года, выданного Бабушкинским районным судом адрес по делу № 2-3489/2022, в отношении ООО «СЗ «Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций» в пользу взыскателя фио было возбуждено исполнительное производство №364529/22/77055-ИП с предметом исполнения «Неустойку в размере 0,2 % за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2023 по день фактического исполнения на сумму долга в размере сумма».
Согласно решению Бабушкинского районного суда адрес от 02.09.2022 года с ООО «Специализированный застройщик «Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций» в пользу фио, в том числе, взыскана неустойка в размере 0,2 % за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2023 года по день фактического исполнения обязательства на сумму долга сумма Кроме того, в части взыскания неустойки и штрафа ООО «СЗ «ЛЗСМиК» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2022 года с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года № 479.
Решение суда вступило в законную силу.
Во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства 12.12.2022 года, т.е. в установленный законом 5-дневный срок с момента получения должником указанного постановления, административный истец погасил основную задолженность по исполнительному производству в размере сумма, что подтверждается платежным поручением № 4005 от 14.12.2022 года.
Платежным поручением № 1816 от 05.06.2023 года административный истец оплатил часть долга по неустойке и штрафу в размере сумма
13.06.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес в рамках исполнительного производства № 364529/22/77055-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере сумма
В силу ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Закон строго регламентирует основания и порядок совершения исполнительского сбора в статье 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с положениями которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не сумма прописью с должника-гражданина и сумма прописью с должника-организации (ч. 3 ст. 112 Закона).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Причины неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не являются основаниями для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, вынесенного с соблюдением процедуры его принятия, однако могут быть значимыми для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года № 479 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве", в отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, предусмотренных настоящим пунктом, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до даты вступления в силу настоящего постановления, предоставляется отсрочка до 31 декабря 2022 года.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года № 479), которое состоялось 29.03.2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 года № 1372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое вступило в силу с 09.10.2022 года, срок отсрочки, предоставленный застройщикам Постановлениями Правительствами Российской Федерации от 23.03.2022 года № 442 и от 26.03.2022 года № 479, продлевается до 30.06.2023 года включительно.
Таким образом, со дня введения в действие моратория исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, в связи с чем ООО «СЗ «ЛЗСМиК» должна была быть предоставлена отсрочка до 30.06.2023 года в рамках исполнения решения суда в части неустойки и штрафа, однако, судебный-пристав исполнитель не принял во внимание указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года № 479 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве» и возбудил исполнительное производство о взыскании неустойки с должника, которое ООО «СЗ «ЛЗСМиК» добровольно исполнено до истечения срока отсрочки, а именно, 14.12.2022 года, равно как и до истечения срока предоставленной отсрочки, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.06.2023 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ООО «СЗ «ЛЗСМиК» исполнительского сбора по указанному исполнительному производству № 364529/22/77055-ИП.
руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск акционерного общества «Специализированный застройщик «ЛЗСМиК» к отделу судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 13.06.2023 года № 77055/23/311737 о взыскании исполнительского сбора в размере сумма по исполнительному производству имущественного характера № 364529/22/77055-ИП от 12.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мещанский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 20 ноября 2023 года.
Судья И.И. Афанасьева