Решение по делу № 2-237/2019 от 01.01.2019

Дело №2-237/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 апреля 2019 года                город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калмыцкой региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» в интересах Каджиновой Байр Борисовны к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя,

у с т а н о в и л :

    Представитель Калмыцкой региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» (далее Общество защиты прав потребителей РК) обратился в суд с указанным иском в интересах Каджиновой Б.Б., ссылаясь на следующие обстоятельства.

    В ходе проведения ООО «Жилпромстрой», выполнявшим работы по капитальному ремонту дома <адрес>, по договору, заключенному с Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия, причинен материальный ущерб квартире , принадлежащей Каджиновой Б.Б. Факт причиненного ущерба во время проведения подрядчиком работ по капитальному ремонту подтверждается актами от 4,5 и 17 июля 2018 года, составленными управляющей компанией дома ООО УК «Буревестник» (после переименования – ООО «Взлет»). Факт выпадения осадков в указанный период подтверждается сведениями Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Калмыцкого ЦГМС) ФБГУ «Северо-Кавказское УГМС» от 16 июля 2018 года, согласно которым в период с 3 по 6 июля 2018 года в г.Элисте отмечались ливневые дожди. Для определения стоимости возмещения ущерба истцом заказана оценочная экспертиза, согласно которой стоимость восстановительных работ и материалов составляет 88 235 руб. 15 августа 2018 года в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия направлена претензия о возмещении причиненного ущерба с приложением оценочной экспертизы и подтверждающих документов. Требования потребителя не выполнены.

Просил суд взыскать с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в пользу Каджиновой Б.Б. убытки в виде стоимости работ и материалов, необходимых для устранения причиненного ущерба, в размере 88 235 руб., стоимости услуг по оценке в размере 10 000 руб., расходов по оплате услуг Калмыцкого ЦГМС ФБГУ «Северо-Кавказское УГМС» в размере 1 985 руб. 29 коп., расходы на копирование документов в размере 476 руб., компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

    В судебном заседании Общества защиты прав потребителей РК Яковлев А.В. исковые требования поддержал, просил также взыскать с ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Представитель ответчика Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия Андреева А.А. исковые требования не признала, указав, что ответственность за некачественное выполнение работ по ремонту кровли должен нести подрядчик, выполнявший работы, - ООО «Жилпромстрой». Кроме того, не доказано, что залив произошел вследствие некачественного выполнения ООО «Жилпромстрой» работ по ремонту кровли. Актом обследования от 9 февраля 2018 года, составленным до начала проведения работ, подтверждается, что кровля дома находилась в неудовлетворительном состоянии, имелись протечки. На составление актов о заливе квартиры истца представители ООО «Жилпромстрой», Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия не приглашались. Просила экспертное заключение признать недопустимым доказательством, указав на отсутствие в нём обоснованных выводов о причинах возникновения повреждения имущества, причинно-следственной связи между проведением работы по капитальному ремонту кровли дома <адрес>, стоимости ремонтно-восстановительных работ, необходимых для устранения повреждений имущества.

    Представитель    Истец Каджинова Б.Б., представители третьих лиц ООО «Взлет», ООО «Жилпромстрой», Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия в судебное заседание не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

    На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

    В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из смысла и содержания статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возложения ответственности по требованиям, вытекающим из деликтных обязательств, на причинителя вреда, а в случаях, предусмотренных законом, на лицо, не являющееся причинителем вреда необходимо наличие совокупности условий: 1) факт причинения вреда, 2) противоправность поведения виновного лица, 3) причинно-следственной связи между причинением вреда и противоправностью поведения виновного лица, 4) виновность причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных условий приводит к невозможности привлечения к гражданско-правовой ответственности.

Статьей 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги» установлено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.2 ст.1096 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).

Согласно ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.

В соответствии с п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации общим имуществом являются общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, (далее Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются крыши.

    В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В силу п.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт крыши.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.167 Жилищного кодекса Российской Федерации «Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается порядок деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно ч.ч.1,2 ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах создается субъектом Российской Федерации.

Частью 1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В силу п.4 ч.2 ст.82 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 2 октября 2013 года №323-р создан Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия, являющийся региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии ч.4 ст.2 Закона Республики Калмыкия от 10 июня 2013 года №439-IV-З «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия» региональный оператор по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляет функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за исключением случаев, когда функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту переданы региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органам местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным и казенным учреждениям по соответствующему договору на основании их обращения к региональному оператору.

В силу п.«б» ч.1 ст.6 Закона Республики Калмыкия от 10 июня 2013 года №439-IV-З «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия» дополнительными видами услуг и (или) работ, включающимися в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Республики Калмыкия, являются услуги по строительному контролю (проведение технадзора) за выполнением работ по капитальному ремонту.

Согласно ч.5 ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

    В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной 12 февраля 2018 года, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием кредитных средств (возникновение ипотеки в силу закона) от 6 февраля 2018 года, зарегистрированного 12 февраля 2018 года, Каджинова Б.Б. является собственником жилого помещения, общей площадью 58,1 кв.м, с кадастровым номером , расположенного на пятом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2013 года №605 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2044 годы» (далее региональная программа), сформированная на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия. Установлено, что при реализации Программы первым этапом планируется провести ремонт кровли многоквартирных домов, технический износ которой превысил нормативный в несколько раз, и ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт. После проведения капитального ремонта кровель многоквартирных домов и лифтового оборудования будет проведен капитальный ремонт иных конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем. Контроль за реализацией Программы возложен в том числе на Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия.

В перечень многоквартирных домов по муниципальным образованиям, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых на период реализации Программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества, вошел дом №17 в 4-микрорайоне города Элисты (п.74 Приложения к региональной программе).

Согласно п.1.1. договора от 13 июня 2018 года №38/18 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, заключенного между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (заказчиком) и ООО «Жилпромстрой» (подрядчиком), (далее договор на выполнение работ) заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, согласно адресному перечню (Приложение №1) в соответствии со сметной документацией (Приложение №2), включая выполнение строительно-монтажных работ на объектах, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу каждого объекта по акту приёма-приёмки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных неразрывно связанных с объектом работ. Заказчик принимает надлежащим образом выполненные подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Из Приложения №1 к договору на выполнение работ от 13 июня 2018 года №38/18 следует, что в адресный перечень включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.3.1. договора на выполнение работ от 13 июня 2018 года №38/18 подрядчик обязан обеспечить надлежащее выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (объектов), в том числе соблюдение требований к качеству при выполнении работ подрядчиком.

Согласно п.6.1.3. договора на выполнение работ от 13 июня 2018 года №38/18 заказчик обязан обеспечить организацию строительного контроля в течение всего периода производства работ.

Как следует из доводов иска, справки Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Калмыцкого ЦГМС) – филиала ФБГУ «Северо-Кавказское УГМС») от 16 июля 2018 года за исх.№678, актов от 4,5,17 июля 2018 года, составленных управляющей компанией ООО УК «Буревестник» (после переименования – ООО «Взлёт»), показаний допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Болдыревой Т.Ю., Лиджиева Д.А., в период проведения капитального ремонта крыши в связи с выпадением природных осадков в виде ливневых дождей в г.Элисте с 3 по 6 июля 2018 года произошло затопление принадлежащей истцу квартиры <адрес>

В соответствии с актами от 4,5,17 июля 2018 года, составленными управляющей компанией ООО «Буревестник» (после переименования – ООО «Взлёт»), вследствие протечки кровли в связи с капитальным ремонтом крыши установлен залив квартиры <адрес>, в результате имеются следы протечек на потолках, стенах, стыках в спальнях, зале, кухне, прихожей, гардеробной, прихожей.

Принципом гражданско-правовой ответственности является презумпция вины должника.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации причинитель вреда должен представить доказательства отсутствия его вины в причинении вреда.

Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины возлагается на причинителя вреда.

Исследованные доказательства свидетельствуют, что протекание произошло в процессе выполнения подрядчиком ООО «Жилпромстрой» работ по капитальному ремонту крыши, в ходе которого демонтировано кровельное покрытие.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, до начала проведения капитального ремонта кровли дома <адрес> обращений от собственника квартиры в этом доме в ООО УК «Буревестник» (ООО «Взлет») не поступало, текущий ремонт кровли над квартирой произведен в 2014 году ООО УК «Буревестник».

Согласно подп.«в» п.5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №468, строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение такого контрольного мероприятия как проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства.

В соответствии с п.4.6.1.16. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, работы по смене кровли должны быть организованы таким образом, чтобы не допускать увлажнения перекрытий зданий атмосферными осадками. К ремонту крыш с раскрытием кровли разрешается приступать только при наличии на месте всех необходимых строительных материалов, заготовок и благоприятного прогноза погоды.

В нарушение указанной нормы при выполнении подрядчиком ООО «Жилпромстрой» работ по смене кровли допущено увлажнение перекрытия здания атмосферными осадками, к ремонту крыш с раскрытием кровли подрядчик приступил при отсутствии на месте всех необходимых строительных материалов, заготовок и благоприятного прогноза погоды, допустил несоблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении капитального ремонта крыши.

В результате проведения ремонтных работ истцу причинен материальный ущерб и понесены убытки.

По заключению судебной экспертизы №026-013-00070 от 1 апреля 2019 года, проведенной экспертами ООО «СОЭКС-Калмыкия», залив квартиры <адрес> произошел в период с 3 по 6 июля 2018 года, в результате которого протечки кровли намокли стены и обои, приклеенные на стены, намокли потолки, зашпаклеванные и окрашенные водоэмульсионной краской, на стенах, углах, потолках остались следы намокания в виде тёмных пятен на стене, на потолке пятная рыжеватого цвета, местами от намокания набухло шпаклёвочное покрытие; нарушена целостность выполненных отделочных работ: обои набухли и отошли от стены, нарушилась подготовка поверхности стен, местами отходит шпаклевочное покрытие, на потолках остались разводы от протечек, нарушена однородность окраски. При проведении капитального ремонта кровли нарушена целостность покрытия существующей кровли, в результате произошла протечка от выпадения осадков в виде ливневых дождей. Во избежание замачивания площади крыши работы следует вести в соответствии с разработанной технологической картой, в которой необходимо учесть совмещение демонтажа существующей кровли и устройство кровли из металлочерепицы. Подрядчиком ООО «Жилпромстрой» разработана технологическая карта на устройство кровли из металлочерепицы, а на демонтажные работы отсутствует. Работниками ООО «Жилпромстрой», осуществлявшими ремонт кровли дома <адрес>, нарушено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №468, не соблюдены требования проекта производства работ по капитальному ремонту крыши, утверждённого генеральным директором ООО «Жилпромстрой» Трофимовым А.П. и согласованного инженером технадзора Казённого предприятия Республики Калмыкия Дирекция «Стройзаказчик» Маругаевым П.Г., а именно соблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства: до начала производства работ не произведены работы по защите от атмосферных осадков перекрытия здания после снятия старой кровли, не предусмотрена защита раскрываемых участков кровли от возможного попадания атмосферных осадков с помощью устройства навесов из полиэтиленовой пленки или любого другого укрывного материала по деревянному каркасу, изготовленного по месту. Выполнение работ не указано в общем журнале №1, который является основным документов, отражающим последовательность осуществления строительства, капитального ремонта объекта капитального строительства. При осуществлении выездных проверок уполномоченные лица заказчика и строительного контроля не требовали соблюдения исполнения подрядчиком согласованные и утверждённые этой организацией Требования проекта производства работ, который является основным технологическим и организационным документом, без которого нельзя начинать работы на объекте.

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы. Оно основано на собранной экспертами фактической информации; содержит этапы проведенного анализа, обоснование полученных результатов. Эксперты имеют необходимые для производства экспертизы образование, опыт работы, обладают соответствующей квалификацией. Достоверность изложенных в отчете сведений подтверждается материалами дела. Сведений о личной заинтересованности или о предвзятости экспертов не имеется. Основания сомневаться в компетентности экспертов отсутствуют. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательства, опровергающие выводы экспертного заключения, не приведены.

По указанным основаниям экспертное заключение суд принимает в качестве достоверного, допустимого и достаточного доказательства.

Судом установлено, что заказчик - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия не осуществлял должным образом, в соответствии с условиями договора, требованиями законодательством, строительный контроль за выполнением работ по капитальному ремонту кровли в жилом многоквартирном доме <адрес> подрядчиком ООО «Жилпромстрой».

Кроме того, ответственность Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия обусловлена событием - фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком – ООО «Жилпромстрой», привлеченным Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия к выполнению работ по капитальному ремонту, что установлено по делу.    

Доказательства отсутствия вины ответчиком суду не представлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о противоправности бездействия и наличия вины Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в причинении ущерба истцу.

    В связи с этим Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия должен нести ответственность за некачественное выполнение подрядчиком работ по ремонту кровли.

По заключению судебной экспертизы стоимость работ по устранению последствий протечки кровли составляет 52 011 руб., стоимость материалов – 28 525 руб., всего 80 536 руб.

На основании изложенного с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в пользу Каджиновой Б.Б. подлежат взысканию стоимость выполненных работ составляет 52 011 руб., стоимость материалов – 28 525 руб., всего 80 536 руб.

В остальной части исковые требования о взыскании материального ущерба удовлетворению не подлежат, так как заявленный размер ущерба в размере 88 235 руб. не соответствуют результатам судебной экспертизы.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотрены законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Судом установлено, что Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия нарушены права Каджиновой Б.Б. как потребителя услуг, ей причинен моральный вред.

Принимая во внимание степень вины нарушителя, характер и степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, с учетом требований разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.

Требуемая ко взысканию сумма компенсации морального вреда 35 000 руб., по мнению суда, не отвечает требованиям разумности и справедливости.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В п.46 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя указанный штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя составляет 42 768 руб. (80 536 руб. + 5 000 руб. = 85 536 руб., 85 536 руб.*50%=42 768 руб.).

В связи с удовлетворением судом требований потребителя, установленных законом, с Банка в пользу Каджиновой Б.Б. и в пользу КРОО «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, – в пользу Кджиновой Б.Б. в размере 21 384 руб. (42 768 руб.*50% = 21 384 руб.), в пользу КРОО «Общество защиты прав потребителей РК» - 21 384 руб.

Доводы представителя ответчика о том, что к возникшим правоотношениям не подлежит применению Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» подлежат отклонению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 года, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, отменено определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2018 года, которым в связи с тем, что исковое заявление предъявлено КРОО «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия», которому не предоставлено такое право, на спорные правоотношения не распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», так как они возникли в связи с оказанием ответчиком безвозмездных услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, прекращено производство по делу по иску КРОО «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» в интересах Каджиновой Б.Б. к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда. Установлено, что к возникшим правоотношениям подлежит применению Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из договора №У-7/1 от 5 июля 2018 года, акта сдачи-приемки оказанных услуг от 24 июля 2018 года, квитанции серии АА №021 от 24 июля 2018 года следует, что истец Каджинова Б.Б. понесла судебные расходы, оплатив за услуги независимого оценщика индивидуального предпринимателя Сорокина М.А. 10 000 руб.

Согласно чекам-ордерам ПАО Сбербанк от 16 июля 2018 года истец Каджинова Б.Б. уплатила за получение справки Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 1 200 руб. 59 коп., 784 руб. 70 коп., всего 1 985 руб. 29 коп.

В соответствии с товарным чеком от 15 августа 2018 года №2, кассовым чеком от 15 августа 2018 года, выданными индивидуальных предпринимателем Евгеевой С.Д., за услуги по копированию документов Каджинова Б.Б. уплатила 476 руб.

Пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате услуг независимого оценщика в размере 9 127 руб. 44 коп., за получение справки Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в размере 1 812 руб. 06 коп., за оплату услуг по копированию документов в размере 434 руб. 47 коп.

Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что на основании ч.3 ст.17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», п.4 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска истец освобождена от уплаты государственной пошлины, судом удовлетворяются исковые требования имущественного характера и требования неимущественного характера, в соответствии со ст.333.19. Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 907 руб. 05 коп. (2 607 руб. 05 коп. (за требования имущественного характера) + 300 руб. (за требования неимущественного характера) = 2907 руб. 05 коп.).

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Исковые требования Калмыцкой региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» в интересах Каджиновой Байр Борисовны удовлетворить частично.

Взыскать с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в пользу Каджиновой Байр Борисовны в возмещение ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере 80 536 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 21 384 руб., судебные расходы по оплате услуг по оценке ущерба в размере 9 127 руб. 44 коп., по оплате услуг метеорологической службы в размере 1 812 руб. 06 коп., по оплате услуг по копированию документов в размере 434 руб. 47 коп.

Взыскать с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в пользу Калмыцкой региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 21 384 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия в доход местного бюджета г.Элисты государственную пошлину в размере 2 907 руб. 05 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                     Е.В. Богзыкова

2-237/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Калмыцкая региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия"
Каджинова Б.Б.
Ответчики
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия
Другие
ООО "Жилпромстрой"
Суд
Элистинский городской суд
Судья
Богзыкова Елена Васильевна
01.01.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.01.2019[И] Передача материалов судье
01.01.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2019[И] Судебное заседание
12.02.2019[И] Судебное заседание
21.02.2019[И] Судебное заседание
08.04.2019[И] Производство по делу возобновлено
09.04.2019[И] Судебное заседание
14.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее