административное дело № 3а-1189/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Агибаловой В.О.
при секретаре
судебного заседания Минко Я.В.
с участием прокурора Сидоровой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 23OS0000-01-2021-000575-38) по административному исковому заявлению Ивановой Светланы Викторовны к Совету муниципального образования Туапсинский район об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64 утвержден генеральный план Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (далее - Генеральный план).
Иванова Светлана Викторовна обратилась в суд с административным иском к Совету муниципального образования Туапсинский район, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года №64 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> к зоне возможного подтопления и расположения в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Заявленные требования Иванова С.В. обосновала тем, что Генеральный план не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «О зонах затопления, подтопления» и нарушает ее права, поскольку уведомлением от 21 сентября 2020 года ей было сообщено о недопустимости строительства индивидуального жилого дома на арендуемом земельном участке, так как в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом он отнесен к зоне возможного подтопления и находится в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
В судебное заседание Иванова С.В. и ее представитель по доверенности Шангин А.Г. не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В судебное заседание также не явились представители Совета муниципального образования Туапсинский район, администрации муниципального образования Туапсинский район, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. При этом в отзывах на административное исковое заявление выразили мнение об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ивановой С.В.
В судебное заседание явился прокурор Сидорова Л.А., которая в заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, приводя доводы о необоснованном отнесении земельного участка с кадастровым номером <№...> к зоне возможного подтопления и расположения в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки представителя Ивановой С.В., представителей Совета муниципального образования Туапсинский район, администрации муниципального образования Туапсинский район, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав заключение прокурора, участвующего в деле, изучив доводы административного иска, отзывов на него, исследовав доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Проверяя полномочия Совета муниципального образования Туапсинский район на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются также генеральные планы поселений.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросу местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов городского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Как указано в части 4 статьи 28 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года).
Пунктом 4 статьи 15 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 27 декабря 2013 года № 58 «О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления Туапсинского, Новомихайловского, Джубгского городских поселений Туапсинского района, Небугского, Георгиевского, Тенгинского, Октябрьского, Шаумянского, Шепсинского, Вельяминовского сельских поселений Туапсинского района» администрации муниципального образования Туапсинский район переданы отдельные полномочия, в том числе в части утверждения генеральных планов указанных поселений.
Администрацией МО Туапсинский район в газете «Черноморье Сегодня» было размещено извещение о проведении открытого конкурса на разработку 4-х генеральных планов поселений МО Туапсинский район.
Право на разработку генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района получил «Проектный институт территориального планирования» г. Краснодар.
Между администрацией муниципального образования Туапсинский район и ООО «Проектный институт территориального планирования» заключен муниципальный контракт от 03.07.2008 года № 1445 на создание проектной (изыскательской) продукции.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 01.04.2010 года № 976 «Об опубликовании проектов генеральных планов Новомихайловского городского поселения, Небугского сельского поселения, Джубгского городского поселения, Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, назначении даты проведения публичных слушаний, создании оргкомитета по проведению публичных слушаний, установления порядка учета предложений и участия граждан в обсуждении проектов генеральных планов Новомихайловского городского поселения Небугского сельского поселения, Джубгского городского поселения, Шепсинского сельского поселения Туапсинского района», проведение публичных слушаний, в том числе по проекту генерального плана Джубгского городского поселения назначено на 05 мая 2010 года.
Согласно протоколу публичных слушаний по теме: «Рассмотрение проекта генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района», постановлено поддержать проект генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района.
Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64 утвержден генеральный план Джубгского городского поселения Туапсинского района.
Таким образом, административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлена совокупность доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Совета муниципального образования Туапсинский район на принятие оспариваемого решения; форму и вид решения; процедуру принятия этого решения и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами, голосование и т.д.).
Суд считает, что жители Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременно ознакомлены с проектом генерального плана и имели возможность представить свои предложения и замечания по поводу него; оспариваемое решение об утверждении генерального плана принято на очередной сессии городского собрания Сочи, в ходе соответствующего заседания оспариваемое решение принято с соблюдением процедуры и при наличии кворума.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64 «Об утверждении генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края» является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликованным и обнародованным в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Иванова С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Джубга, мкр. «Южный».
Земельный участок был предоставлен администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района в аренду административному истцу сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды от 18 августа 2016 года № 235, заключенного по результатам проведения торгов.
С целью использования земельного участка по целевому назначению (строительства жилого дома), Иванова С.В. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с соответствующим заявлением.
Однако уведомлением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район от 21 сентября 2020 года административному истцу сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку генеральным планом он отнесен к зоне возможного подтопления и располагается в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Ссылаясь на то, что Генеральный план в оспариваемой части не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «О зонах затопления, подтопления», а также на то, что необоснованное отнесение земельного участка к зоне затопления и территориям, подверженным подтоплениям и риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, нарушает ее право на использование его в соответствии с видом разрешенного использования, Иванова С.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии решения Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении ее прав, суд установил следующие обстоятельства.
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 ВК РФ).
Согласно части 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил №360). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил №360).
Таким образом, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы (Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов) принимают решения по установлению зон затопления или подтопления на основании согласований, которые направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края).
Вместе с тем согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, а также согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 09.08.2021 года, информация о нахождении земельного участка с кадастровым номером <№...> в зоне затопления, подтопления в государственном реестре недвижимости отсутствует.
Кроме того, на запрос суда о предоставлении информации Кубанское бассейновое водное управление сообщило о том, что в отношении реки Джубга издан приказ от 26.05.2021 года № 72-пр «Об установлении зон затопления, подтопления». Письмом от 01.06.2021 года № 03/08-2808 сведения об установлении зоны затопления (подтопления) в п.Джубга в отношении водного объекта - р.Джубга направлены в адрес ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю для внесения их в ЕГРН.
Таким образом, как на момент утверждения генерального плана, на момент обращения Ивановой С.В. в суд с административным иском (13 мая 2021 года), так и по настоящее время, зоны затопления (подтопления) в установленном законом порядке не определены, информация об указанных зонах до сих пор не внесена в государственный реестр.
В связи с чем, на момент принятия Советом муниципального образования Туапсинский район решения от 31 января 2014 года №64 «Об утверждении генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края» отсутствовали законные основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к зоне возможного подтопления и расположения в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что генеральный план Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края, утвержденный решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64, в оспариваемой административным истцом части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Градостроительному кодексу Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, Правилам определения границ зон затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
Аналогичная правовая позиция отражена в апелляционных определениях Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2020г. по делу <...>
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, административное исковое заявление Ивановой С.В. подлежит удовлетворению, а нормативный правовой акт признанию не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к зоне возможного подтопления и расположения в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт ранее применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд полагает необходимым признать его не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ивановой Светланы Викторовны к Совету муниципального образования Туапсинский район об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 31 января 2014 года № 64 «Об утверждении генерального плана Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> к зоне возможного подтопления и расположения в границах территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Обязать Совет муниципального образования Туапсинский район принять новый нормативный акт, в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством и соблюдением сроков.
Обязать Совет муниципального образования Туапсинский район опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Совета муниципального образования Туапсинский район, а также разместить на сайте Совета муниципального образования Туапсинский район.
Обязать Совет муниципального образования Туапсинский район сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 августа 2021 года.
Судья
Краснодарского краевого суда В.О. Агибалова