Судья Шипунова М.Н. Дело № 33а-18418/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Сидоренко О.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Западного внутригородского округа г. Краснодар по доверенности Москаленко В.А. на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 31 марта 2017 года
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерохин М.В. обратился в суд с заявлением к администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, о признании решения от 17 марта 2017 года за " номер обезличен " об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, жилого дома с пристройками литеров «Б,Б 1,63,64,65,66» и летней кухни литера «М» с возведением 2-го этажа и мансарды, с увеличением площади застройки до размеров 10.5 м х 27.80 м х 5.20 м10.70 м х 5.80 м х 17.10м; с размещением части объекта реконструкции на протяжении 9.60 м- по межевой линии земельного участка по " адрес обезличен " и остальной части объекта реконструкции - на расстоянии 0.5 м от указанной межевой линии - незаконным. Просил суд обязать администрацию Западного внутригородского округа города Краснодара устранить допущенные нарушения и выдать разрешение на реконструкцию.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником 1/6 доли объекта недвижимости расположенной по адресу: " адрес обезличен " на основании договора дарения от " дата обезличена ". На 1/6 доли ему приходится жилой дом с пристройками, назначение - жилое, литер «А2», этажность - 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от " дата обезличена ". Согласно техническому паспорту по адресу: " адрес обезличен ", п. 4 ситуационного плана, литер «А2» находится по фасаду и длина литера «А2» составляет 7,12 метров, стена литера «А2» составляет 9,60 метров, по межевой границе с соседним участком по адресу: " адрес обезличен ".
По договору дарения 2/9 доли жилого дома с пристройками от " дата обезличена ", истец является собственником объекта недвижимости по адресу: " адрес обезличен ". По договору купли-продажи от " дата обезличена " истец является собственником 1/9 доли объекта недвижимости по адресу: " адрес обезличен ", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Ерохин М.В. 10.03.2017 года обратился в МФЦ за получением разрешения на строительство и реконструкцию жилого дома с пристройками лит «Б,Б1,63,64,65,66» и летней кухни лит «М» с возведением второго этажа и мансарды, с увеличением площади застройки до размеров 10.5 м х 27.80 м х 5.20 м10.70 м х 5.80 м х 17.10м; с размещением части объекта реконструкции на протяжении 9.60 м - по межевой линии земельного участка по " адрес обезличен ", и остальной части объекта реконструкции - на расстоянии 0.5 м от указанной межевой линии.
Однако Администрация Западного внутригородского округа г. Краснодара отказала в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на п.1, ст. 51 ГК РФ.
С данным отказом от 17.03.2017 года " номер обезличен ", административный истец не согласен по следующим основаниям: отказывая в выдаче разрешения (реконструкцию) на строительство администрация Западного округа города Краснодара не учла того обстоятельства, что было предоставлено решение суда от 17.09.2003 года, где определен порядок пользования между участниками общей долевой собственности по адресу: " адрес обезличен ". Земельный участок находится в общей долевой собственности. Земельный участок, принадлежащий истцу, по приложению " номер обезличен " определения порядка пользования, имеет ширину по фасаду 10,5 метров, в конце участка ширина 4,7 метров. Данный земельный участок имеет вытянутую неправильную форму и находится внутри жилого района со сложившейся застройкой. На земельном участке расположен турлучный жилой дом 1922 года постройки. Имеются нотариально заверенные согласия правообладателей смежного земельного участка по " адрес обезличен " и совладельцев, которые не возражают против реконструкции индивидуального жилого дома с увеличением размеров, по адресу: " адрес обезличен ".
Согласно схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома выполненной ИП Петровой А.С, процент застройки составляет - 51%.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования в порядке ст. 46 КАС РФ и просил суд обязать администрацию Западного округа города Краснодара устранить допущенные нарушения, путем выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) по адресу: " адрес обезличен " просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Западного округа города Краснодара, действуя по доверенности, считал, что решение об отказе от 17.03.2017 года " номер обезличен " выдано законно, оснований к удовлетворению иска не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 31 марта 2017 года, административные исковые требования Ерохина М.В., удовлетворены в полном объеме.
Решение администрации Западного округа города Краснодара от 17 марта 2017 года за " номер обезличен " об отказе в выдаче Ерохину Максиму Викторовичу разрешения на (реконструкцию) строительство признано незаконным.
Суд обязал администрацию Западного округа города Краснодара устранить допущенные нарушения, выдать Ерохину Максиму Викторовичу разрешение на (реконструкцию) строительство жилого дома с пристройками лит «Б,Б 1,63,64,65,66» и летней кухни лит «М» с возведением 2-го этажа и мансарды, с увеличением площади застройки до размеров 10.5 м х 27.80 м х 5.20 мЮ.70 м х 5.80 м х 17.10м; с размещением части объекта реконструкции на протяжении 9.60 м- по межевой линии земельного участка по " адрес обезличен ", и остальной части объекта реконструкции - на расстоянии 0.5 м от указанной межевой линии по адресу: " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе представитель администрации Западного внутригородского округа г. Краснодар по доверенности Москаленко В.А. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации Западного внутригородского округа г. Краснодар по доверенности Москаленко В.А., просившего решение суда отменить, Ерохина М.В. просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по результатам рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно техническому паспорту по адресу: " адрес обезличен " объект представляет собой жилой дом с пристройкой, литер «Б,Б1,б3,б4,б5,б6», находится по фасаду и длина литера «Б,64» составляет 7,75 метров, стена литера «Б,Б1,б3,б4,б5,б6» составляет 15,65 метров, по межевой границе с участком по адресу: " адрес обезличен ", как раз примыкая к литеру «А2», по межевой границе с земельным участком по адресу: " адрес обезличен ".
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 09.02.2017 года " номер обезличен " собственниками земельного участка " номер обезличен " по адресу: " адрес обезличен " – являются: Ерохин М.В., Уракова С.А., Гантимуров Ю.Г. Согласно выписки из ЕГРП от " дата обезличена ", собственниками земельного участка " номер обезличен " по адресу: " адрес обезличен " – являются: Ерохин М.В., Колесников Е.Н., Колесников Н.П.
Согласно Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 " номер обезличен " п. 6, вышеуказанный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне местного назначения (ОД.2), статья 27 п.3, под п.1 допускается.. .. уменьшение нормативных размеров между ними, по письменному согласию правообладателей соседних земельных участков и (или) объектов капитального строительства, подписи которых должна быть удостоверена нотариально. Земельный участок " номер обезличен " по адресу: " адрес обезличен ", и земельный участок " номер обезличен " по адресу: " адрес обезличен " - принадлежит административному истцу. Собственниками Ураковой, Гантимуровым, Колесниковым дано нотариальное удостоверение согласие на дома с пристройками литеров «Б,Б1,б3,б4,б5,б6» и летней кухни литера «М» с возведением 2-го этажа и мансарды, с увеличением площади застройки до размеров 10.5 м х 27.80 м х 5.20 м 10.70 м х 5.80 м х 17.10м; с размещением части объекта реконструкции на протяжении 9.60 м- по межевой линии земельного участка по ул. северная 166, и остальной части объекта реконструкции - на расстоянии 0.5 м от указанной межевой линии.
Из материалов дела следует, что по сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, по запросу на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " по дежурному плану земель, расположенных по адресу: " адрес обезличен ", Западный внутригородской округ, по состоянию на 02.02.2017 года, земельный участок, где будет производиться реконструкция (застройка) относится к IV разделу ИСОГД - правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, внесение в них изменений. Участок расположен в общественно-деловой зоне местного значения - ОД.2.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 " номер обезличен " п. 6, согласно статьи 32, раздел 2, 2.2.3, условно разрешенные виды использования п.1 индивидуальные жилые дома, выше указанный земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " согласно кадастровой выписки от 17.01.2017 года п. 11, разрешенное использование: ИЖС.
Судом правильно сделан вывод о том, что в соответствии со ст. 209 ГК РФ Ерохин М.В., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно положениям статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 260 ГК РФ установлено, что целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1)проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2)проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3)выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГК РФ).
Частью 13 статьи 51 ГК РФ установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Изготовление архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадии подготовки документов для оформления разрешения на строительство (ч.9, статья 51 ГК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производится архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
Как следует из материалов дела, схема размещения индивидуального жилого дома Ерохина М.В., была передана для утверждения с заявлением о выдачи разрешения для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Из пункта 2 статьи 85 ЗК РФ следует, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков.)
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " расположенный по адресу: " адрес обезличен ", находится в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.
В соответствии с кадастровой выпиской от 17.01.2017 года указанный земельный участок расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для ИЖС.
Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка административным истцом не усматривается.
Каких-либо ограничений и обременении, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка административного истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в выписке из ЕГРП о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке.
В жалобе представитель администрации ссылается на то, что представленная Ерохиным М.В. схема планировочной организации земельного участка, расположенного по " адрес обезличен " не соответствует градостроительному плану земельного участка, выданному департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " " номер обезличен " по вышеуказанному адресу, поскольку границы проектируемого места размещения зданий, указанного в чертеже градостроительного плана.
Между тем, с указанным доводом судебная коллегия не может согласится поскольку согласно градостроительному плану земельного участка от 10.02.2017 года, административному истцу предлагается построить новый объект, в конце двора по длине всего земельного участка, тогда как заявитель просит выдать разрешение на реконструкцию уже существующих объектов недвижимости с увеличением этажности и площади застройки.
Доводы администрации со ссылкой на часть 13 статьи 51 ГК РФ несостоятельны, поскольку согласно градостроительному плану в п.7 иная информация (при наличии), указанно, что если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2-4 части 1 статьи 38 ГК РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению. Градостроительный план земельного участка выполняет информационную функцию: в нём должна быть консолидирована информация о всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план земельного участка соответствующие строительные характеристики и ограничения в отношении земельного участка не утверждает, а лишь воспроизводит. Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, по запросу на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " по дежурному плану земель, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", Западный внутригородской округ, земельный участок где будет производится реконструкция (застройка) красная линия по четной стороне " адрес обезличен " не установлена в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрация Западного округа города Краснодара, не учла решение Ленинского суда г. Краснодара от 17.09.2003 года, которым определен порядок пользования между участниками общей долевой собственности по адресу: " адрес обезличен ".
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ нарушает права заявителя, предусмотренные статьи 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке реконструкцию жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Ерохиным М.В. требования подлежат удовлетворению.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности, решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 218, 227, 309 КАС РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Краснодара от 31 марта 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: