Судья Прохорчук О.В. Дело № 12-57/2021
(дело № 5-541/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 июля 2021 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ПУД» (далее – ООО «ПУД») – Демишевой А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 14.05.2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – ООО «ПУД»,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14.05.2021 года юридическое лицо – ООО «ПУД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением суда, защитник ООО «ПУД» – Демишева А.В. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что отсутствует уведомление ООО «ПУД» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, составление протокола об административном правонарушении и дальнейшее рассмотрение дела об административном правонарушении нарушает законные права и интересы ООО «ПУД» в административном производстве, так как из уведомления о необходимости прибытия 11 марта в 15.00 в Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя для составления протокола об административном правонарушении, а также почтового конверта следует, что оно было направлено должностному лицу - директору ООО «ПУД» Брагину И.Г. по юридическому адресу ООО «ПУД», а не юридическому лицу.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Защитник юридического лица – Демишева А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебное заседание начальник отдела государственного строительного надзора, информационной и методологической работы Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя Козак С.С. не явился, о дате, месте и времени рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направил, в связи с чем, решено рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Заслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 4 Указа Губернатора города Севастополя № 14-УГ от 17.03.2021 установлено, что непрерывную деятельность в режиме обычного рабочего времени осуществляют организации (индивидуальные предприниматели), за исключением деятельности хостелов, с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора, размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru) в разделе «О новой коронавирусной инфекции».
Возобновление деятельности субъектов хозяйствования (вне зависимости от форм собственности) возможно при условиях:
- подачи уведомления об осуществлении деятельности по форме согласно приложению к настоящему Указу;
- соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора, размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru) в разделе «О новой коронавирусной инфекции», а также непрепятствования осуществлению контроля за соблюдением указанных рекомендаций.
Пунктами 2.11, 3.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20, утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 01.06.2020 года, рекомендовано в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м; исключить возможность покупателям проводить самостоятельно навеску продуктов питания, реализацию товаров осуществлять в упакованном виде.
Пунктом 12 Указа Губернатора города Севастополя № 14-УГ от 17.03.2021 предписано органам государственной власти города Севастополя, органам местного самоуправления в городе Севастополе, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также иным лицам, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, в частности, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) дистанции до других граждан не менее одного метра, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Пунктом 13 названного Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в местах массового скопления людей (в том числе в торговых объектах) и перевозку железнодорожным, автомобильным, электрическим и морским транспортом, обязаны: не допускать на территорию, на которой осуществляется соответствующая деятельность, граждан, не соблюдающих масочный режим; отказывать в предоставлении транспортных услуг и не осуществлять продажу товаров (выполнение работ или оказание услуг) гражданам, не соблюдающим масочный режим.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения юридического лица ООО «ПУД» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ послужило то, что 17.02.2021 года в 13 часов 50 минут в магазине № 75 ООО «ПУД» по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 110, не обеспечено соблюдение Указа Губернатора города Севастополя № 14-УГ от 17.03.2020 года, Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для предприятий торговли, а именно:
- не обеспечено соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее одного метра, чем нарушен пункт 12 Указа Губернатора города Севастополя № 14-УГ от 17.03.2020;
- отсутствует разметка, позволяющая соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м, чем не обеспечено соблюдение Методических рекомендаций и нарушен пункт 4 Указа № 14-УГ;
- производится реализация товаров – фруктов, овощей, куриных яиц, грибов «Шампиньоны» в неупакованном виде, возможна самостоятельная навеска, чем не обеспечено соблюдение пункта 3.2 Методических рекомендаций и нарушен пункт 4 Указа № 14-УГ;
- допущены на территорию, на которой осуществляется соответствующая деятельность, граждане, не соблюдающие масочный режим, чем нарушен пункт 13 Указа № 14-УГ.
Указанные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией предприятия не беспечен полный объем мер, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции COVID-19, что является нарушением Санитарно-эпидемиологических правил № 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19. Такие действия ставят под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14.05.2021 года юридическое лицо – ООО «ПУД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Относительно довода жалобы о том, о составлении протокола об административном правонарушении юридическое лицо не было извещено надлежащим образом, то он не находит своего подтверждения и опровергается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя. (ч. 3).
Как указанно в ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. (ч. 2).
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
Как усматривается из уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 18.02.2021 года, оно было направлено в адрес юридического лица ООО «ПУД», по адресу, согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 8 – 10), а также получено юридическим лицом и его законным представителем Брагиным И.Г. – 26.02.2021 года, согласно отчета об отслеживании отправлений 29901154536504 (л.д. 54), что не является нарушением положений ст. ст. 25.4, 25.15 КоАП РФ.
Вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, при их проверке, являются аналогичными, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом на момент совершения административного правонарушения всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, юридическим лицом не представлено.
Судом всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства по делу, оценены представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан правильный вывод о том, что выявленное нарушение свидетельствует о нарушении юридическим лицом ООО «ПУД» правил поведения при введении режима повышенной готовности, а следовательно, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Действия юридического лиц ООО «ПУД» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина юридического лица ООО «ПУД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления суда, не имеется.
Административное наказание в виде предупреждения назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.4, 4.1, КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенных административных правонарушений, характера совершенных правонарушений, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в силу ст. 24.5 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 14 мая 2021 года – оставить без изменения, а жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ПУД» – Демишевой А.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев