2-8006/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации08 сентября 2016 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Аникиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Петрозаводского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен по следующим основаниям. На исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РК находится исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-2142/2016. Согласно исполнительному документу Администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить ФИО 1 отдельное благоустроенное жилое помещение в Петрозаводском городском округе. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, Администрации Петрозаводского городского округа установлен срок для добровольного исполнения - в течение 5 дней. Администрацией Петрозаводского городского округа решение Петрозаводского городского суда РК в срок, установленный судебным приставом-исполнителем не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере 50.000 руб. Истец указывает, что предпринимает все возможные меры для исполнения решений о предоставлении гражданам жилых помещений в пределах предоставленных полномочий, имеющихся денежных средств и освобожденных жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда. С учетом финансовых средств и освобождающихся муниципальных жилых помещений Администрацией Петрозаводского городского округа разработан график исполнения судебных решений. ФИО 1 включена в реестр под номером 145. Меры по исполнению исполнительного документа в пользу ФИО 1 предпринимаются, вместе с тем исполнение решения суда данной категории по объективным причинам в течение пяти дней невозможно. Истец, ссылаясь на ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», просит суд с учетом степени вины должника уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, на 25%, то есть с 50.000 руб. до 37.500 руб.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть исковое заявление в отсутствие своего представителя.
Представитель УФССП России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление.
Суд, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы гражданского дела № №, материалы исполнительного производства №, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» после возбуждения исполнительного производства должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, который не может превышать 5 дней.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – 50.000 рублей (часть 3 в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 441-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с судебным решением по гражданскому делу № № по иску ФИО 1 к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №, Администрации Петрозаводского городского округа установлен срок для добровольного исполнения – пять дней; в указанный срок решение Петрозаводского городского суда РК исполнено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере 50.000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, именно ввиду неисполнения требований, установленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в обозначенный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере 50.000 руб.
Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку оно принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что исполнение стало невозможным ввиду чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не могут быть отнесены действия контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Анализ изложенных норм права позволяет сделать вывод о том, что законодатель не устанавливает закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и относит установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, подлежит учету и при применении ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при рассмотрении заявления должника об уменьшении исполнительского сбора.
Учитывая, что Администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции и в силу своего положения, несет на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования, а также, принимая во внимание предпринятые Администрацией Петрозаводского городского округа меры по исполнению решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений в пределах предоставленных полномочий, с учетом финансовых средств и освобождающихся муниципальных жилых помещений, учитывая принцип справедливости и соразмерности санкции характеру допущенного нарушения, степень вины должника суд считает возможным снизить размер исполнительного сбора на 1/4 от взысканного размера, т.е. до 37.500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Администрации Петрозаводского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительного сбора, подлежащего взысканию с Администрации Петрозаводского городского округа на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, до 37.500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 08 сентября 2016 года.