№ 12-97/2020
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2020 года г.Сосногорск
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Плесовская Н.В., с участием представителя юридического лица Петухова В.В., представителя Государственной инспекции труда в Республике Коми Ухтинского отдела ОЕА
рассмотрев жалобу и.о. председателя Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми Петухова В.В. на постановление начальника отдела – Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Ухтинского отдела от 29.09.2020 № о привлечении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела – Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Ухтинского отдела МНС от 29.09.2020 № Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми (далее – ДОСААФ России г.Сосногорска Республики Коми) признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, но не согласившись с постановлением в части назначенного наказания, и.о. председателя ДОСААФ России г.Сосногорска Республики Коми Петухов В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, так как ДОСААФ России г.Сосногорска не является субъектом малого и среднего предпринимательства, является социально-ориентированной и включено в Реестр некоммерческих организаций в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, деятельность организации направлена на решение важных государственных задач – подготовку молодежи к защите Отечества и развитие физической культуры и спорта, находится на полном финансовом самообеспечении. Указал, что сразу после разъяснений несоответствия пройденных медосмотров требованиям законодательства, приняты исчерпывающие меры по исправлению недостатков. Правонарушение совершено впервые, ВВП на основании имеющейся справки допущен органами МВД к ежедневному управлению транспортными средствами, отсутствует причиненный вред, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам растительного и животного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Кроме того, организацией принимались меры по недопущению правонарушения, однако ввиду отсутствия юридического помощника были допущены несоответствия, которые после разъяснения инспектором по труду были незамедлительно исключены.
В судебном заседании и.о. председателя ДОСААФ России г.Сосногорска Республики Коми Петухов В.В. на доводах жалобы настаивал.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми Ухтинского отдела ОЕА возражала против доводов, указанных в жалобе, считая ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Прокурор, возбудивший дело об административном правонарушении, ШСВ ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, полагал обжалуемое постановление законным, не возражал против снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу ч.7 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусмотрены работы, непосредственно связанные с движением транспорта, которые осуществляют в рамках своих должностных обязанностей мастера производственного обучения, требующие психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" и постановлению Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" работодатель обязан организовывать прохождение таких осмотров работников не реже одного раза в пять лет.
Исходя из требований статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя военного прокурора Военного гарнизона ШСВ от ДД.ММ.ГГГГ № проведена выездная проверка в МО ДОСААФ России г.Сосногорска РК в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате проведенной проверки установлены нарушения трудового законодательства, в том числе, нарушения требований статей 212, 213 Трудового кодекса РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 695, выразившиеся в том, что работодатель допускал к работе, не отстраняя, лицо, не прошедшее обязательное психиатрическое обследование (мастер производственного обучения).
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства в отношении юридического лица Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми постановлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора труда от 29.09.2020 № юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обстоятельства вменяемого правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, и данные доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку выводы государственного инспектора труда основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, юридическое лицо обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину юридического лица, не установлены.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу соблюдены.
Оснований для освобождения от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ в настоящем деле не имеется исходя из характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельства, которые в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену постановления, отсутствуют.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Юридическому лицу - Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ста пятнадцати тысяч рублей, с учетом обстоятельства, смягчающего административную ответственность (впервые привлекается к административной ответственности).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства, характер административного правонарушения, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие доказательств устранения допущенного нарушения, а также включение юридического лица в Реестр некоммерческих организаций в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, считаю возможным применить положения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного административного наказания до 55 000 рублей – ниже минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменив тем самым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми МНС. о назначении административного наказания № от 29.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г.Сосногорска Республики Коми – изменить, снизив размер административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Соногорский городской суд Республики Коми в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья Н.В. Плесовская