РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации26 октября 2015 года гор. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя ответчика – ОМВД по Сковородинскому району - ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ИВС ОМВД России по Сковородинскому району о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району незаконными и взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого пояснил, что 24 ноября 2014 года Сковородинским районным судом Амурской области в отношении него был вынесен приговор, которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч.1 ст.105 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В этот же день он был помещен в ИВС ОМВД по Сковородинскому району, где находился до 04 декабря 2014 года включительно до этапирования его в СИЗО-1 г. Благовещенска. 24 января 2015 года он вновь был этапирован в ИВС ОМВД по Сковородинскому району для ознакомления с материалами дела, получения копии приговора и протоколов судебных заседаний, где находился до 04 февраля 2015 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ст.15 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав обвиняемых и подозреваемых. Обеспечение режима возлагается на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В период с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года были нарушены его права, а именно: он не имел возможности пользоваться душевой два раза в неделю, так как пользование душем происходило два раза в течение всего нахождения в ИВС ОМВД по Сковородинскому району; ему не выдавались предметы индивидуальной гигиены: полотенце, туалетная бумага, мыло, зубная паста, постельное белье выдавалось один раз в течение каждого периода нахождения в ИВС; пользоваться туалетом приходилось под круглосуточным видеонаблюдением, так как туалет не имеет стен, потолка и дверей, вода для смыва включается сотрудником ИВС со стороны служебного коридора, который не всегда имеет возможность ее включить, в связи с чем, в камере постоянно зловонный запах; не имел возможности пользоваться умывальником, так как умывальник так же включается сотрудником ИВС, вода только холодная; не имел возможности пользоваться столовыми предметами, в связи с чем, в течение десяти дней, пока находился в Сковородинском ИВС, он не принимал пищу. В ИВС ОМВД по Сковородинскому району он содержался в антисанитарных условиях, в камере бетонированный пол, грязно, пыльно, присутствуют какие-то насекомые. Он не имел возможности ежедневно пребывать на свежем воздухе как минимум один час и заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе на специально оборудованных тренажерах. Имелось всего два прогулочных дворика размером 2,5х3, что не позволяло достаточно двигаться. В результате нарушений указанных прав ему был причинен моральный вред в виде физических и нравственных страданий. Просил признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться душевой не менее двух раз в неделю в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться предметами личной гигиены в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконными и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 80.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться туалетом, так как туалет не имеет стен, потолка, дверей и находится под круглосуточным видеонаблюдением в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться умывальником, так как включение воды обеспечивалось сотрудником ИВС со стороны служебного коридора в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться горячей водой, так как горячая вода отсутствовала в камере в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться столовыми приборами в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться естественным освещением в камере и проветриванием помещения ввиду отсутствия в камере окна в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться услугами, предусмотренными санитарно-эпидемиологическими нормами, так как в камере водятся тараканы и другие насекомые в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей; признать действия (бездействие) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности ежедневно пребывать на свежем воздухе как минимум один час и заниматься физическими упражнениями на специально оборудованных тренажерах ввиду очень маленькой площади прогулочных двориков и отсутствием тренажеров в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным и взыскать с казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей. А всего взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1.030.000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы в ФКУ ИК-3 г. Иркутска ГУФСИН России по Иркутской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, тем самым истцу предоставлено достаточное время для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд дополнительных обоснований своей позиции по делу, предоставления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав. Этапирование осужденных к лишению свободы для участия в судебном заседании по гражданскому делу законом не предусмотрено. В связи с чем, суд приходит к выводу, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ о рассмотрении гражданского дела в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания истца.
Представитель ответчика ОМВД России по Сковородинскому району ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что в силу ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно ст. 151, 1101, 1064, 1071, 1069 ГК РФ для наступления ответственности по общему правилу необходимо установить наличие вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) государственных органов, вину должностных лиц этих органов, а так же причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) и наступившими последствиями, что истцом не доказано, вред, причиненный ФИО2 ничем не подтверждается, нет данных о том какие нравственные и физические страдания он претерпел. В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 № размер компенсации морального вреда подлежит доказыванию. Кроме того, в силу п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако никаких доказательств нарушения прав ФИО2 истцом так же не представлено. Условия содержания в указанные периоды в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району соответствовали требованиям закона и не нарушали права истца, гарантированные Конституцией РФ. ФИО2 согласно путевого журнала конвоя ФИО2 был помещен в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району 24.11.2014 года, где находился до 03.12.2014 гола. 25.01.2015 года был опять этапирован в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району, где находился до 03.02.2015 года. Порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания установлены Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., а так же Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11. 2005 г. № 950. На основании абз.1 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Положениями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Согласно п. 43. Положения подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. П. 44. Правил предусмотрено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Из п. 47. Правил следует, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Согласно п. 48. Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых -
ст. 122-124 Правил: лечебно-профилактическая и санитарно-
эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с
законодательством РФ об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись. Ст.129 Правил установлено, что если подозреваемый или обвиняемый отказался от приема пищи, начальник ИВС или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в ИВС. Факт отказа от пищи отражается в служебной документации, причины отказа от пищи устанавливаются в ходе письменного опроса подозреваемого или обвиняемого. В случае обоснованности причин отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник ИВС, его заместитель либо дежурный ИВС в пределах компетенции принимают меры к удовлетворению предъявленных данным, подозреваемым или обвиняемым требований. При отсутствии возможности немедленно выполнить указанные требования подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению. Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника. Меры, в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность, осуществляются на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника ИВС, либо в соответствующем лечебно-профилактическом учреждении государственной и муниципальной систем здравоохранения. Отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапированию или конвоированию, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходимости этапирование или конвоирование проводятся в сопровождении медицинского работника ИВС. Согласно п.п. 130 - 132 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер -один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Аналогичные нормы содержаться и в Законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103 - ФЗ от 15.07.1995 г.. В ОМВД России по Сковородинскому району: не реже одного раза в
неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им
предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не
менее 15 минут, кроме того подозреваемые и обвиняемые пользуются
ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа - с
тыльной стороны здания ОМВД имеется отдельный выход из ИВС где
располагается прогулочный двор площадью 15 м 2, высота стен
прогулочного двора - 3,5 м., что соответствует нормам законодательства
(журнал прогулок); подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для
индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой, кроме того подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями (книга-приема-сдачи постельных принадлежностей); камеры ИВС оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; камеры ИВС ОМВД России по Сковородинскому району оборудованы краном с водопроводной водой. При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности; для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России, (журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВСГУ ОМВД России по Сковородинскому району, журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС, журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки). Таким образом, порядок и условия содержания в изоляторе временного содержания ОМВД России по Сковородинскому району установленные Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103 - ФЗ от 15.07.1995 г., Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и, обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950 соответствуют данным нормам законодательства. На основании вышеизложенного полагает, что доказательств
причинения морального вреда, оцененного ФИО2 в 1.030.000
рублей, нравственных и физических страданий, истцом не
представлено, следовательно, требование о взыскании компенсации
морального вреда удовлетворению не подлежит. Кроме того, никаких
доказательств нарушения прав ФИО2 им так же не
представлено, условия содержания в указанные периоды в ИВС ОМВД
России по Сковородинскому району соответствовали требованиям закона
и не нарушали права истца, гарантированные Конституцией РФ, следовательно, требование о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району незаконными удовлетворению также не подлежит. В связи с чем, просит суд в удовлетворении иска ФИО2, отказать.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно отзыва просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов РФ. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Из представленного суду отзыва Управления федерального казначейства по Амурской области следует, что обязательным условием в случае возмещения морального вреда за действия (бездействия) при осуществлении правосудия является установленная приговором суда или иным судебным решением вина начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району. При этом истцом надлежащим образом должны быть доказаны не только факт совершения государственным органом или должностным лицом действий (бездействия), которые повлекли нарушение его прав, но и следующие обстоятельства: какому закону или иному нормативному акту не соответствуют совершенные действия (бездействия) государственного органа или должностного лица; какие права нарушены этими действиями; имеется ли вина государственного органа или должностного лица в совершенных действиях (бездействии) и какова ее форма; признаны ли действия государственного органа или должностного лица незаконными; причинно-следственную связь между возникшим вредом и противоправными действиями (бездействием) государственного органа или должностного лица. Неправомерность действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов может быть установлена только судом. В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 года № 22-ФЗ с 15.09.2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства, поэтому рассмотрение требований о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными следует рассматривать в порядке, предусмотренном КАС РФ. Ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В исковом заявлении ФИО2 указывает крайний срок содержания под стражей в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району 04.02.2015 года. Между тем, с заявлением об оспаривании действий должностных лиц истец обратился 24.08.2015 года, то есть с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд. При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца об оспаривании действий начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району следует отказать по мотивам пропуска срока на обращение в суд. В части требований о компенсации морального вреда, полагают, что ФИО2 не представлены доказательств, подтверждающие факт понесенного им морального и физического вреда. На основании изложенного, требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцом заявлены требования о признании незаконными действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району в связи с ненадлежащими условиями содержания его под стражей в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года, которые выражались в следующем: ему не была предоставлена возможность пользоваться душевой не менее двух раз в неделю; пользоваться предметами личной гигиены; пользоваться туалетом, так как туалет не имеет стен, потолка, дверей и находится под круглосуточным видеонаблюдением; пользоваться умывальником, так как включение воды обеспечивалось сотрудником ИВС со стороны служебного коридора; пользоваться горячей водой, так как горячая вода отсутствовала в камере; пользоваться столовыми приборами; пользоваться естественным освещением в камере и проветриванием помещения ввиду отсутствия в камере окна; пользоваться услугами, предусмотренными санитарно-эпидемиологическими нормами, так как в камере водятся тараканы и другие насекомые; не представлена возможность ежедневно пребывать на свежем воздухе как минимум один час и заниматься физическими упражнениями на специально оборудованных тренажерах ввиду очень маленькой площади прогулочных двориков и отсутствием тренажеров.
Порядок и условия содержания в изоляторах временного содержания установлены Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а так же Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Положениями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п. 43. Положения подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
П. 44 Правил предусмотрено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
В силу п. 47. Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
П. 48. Правил предусмотрено, что при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых содержится в ст. 122-124 Правил: лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС
обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.
Ст.129 Правил предусмотрено, если подозреваемый или обвиняемый отказался от приема пищи, начальник ИВС или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в ИВС. Факт отказа от пищи отражается в служебной документации, причины отказа от пищи устанавливаются в ходе письменного опроса подозреваемого или обвиняемого.
В случае обоснованности причин отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник ИВС, его заместитель либо дежурный ИВС в пределах компетенции принимают меры к удовлетворению предъявленных данным подозреваемым или обвиняемым требований. При отсутствии возможности немедленно выполнить указанные требования подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению.
Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника. Меры, в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность, осуществляются на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника ИВС, либо в соответствующем лечебно-профилактическом учреждении государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не
препятствует его этапированию или конвоированию, а также участию в
следственных действиях и судебных заседаниях. При необходимости этапирование или конвоирование проводятся в сопровождении медицинского работника ИВС.
Согласно п.п. 130 - 132 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
Аналогичные нормы содержаться и в Законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103 - ФЗ от 15.07.1995 г.
В силу ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно ст.24 оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Судом установлено, что в периоды времени с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года ФИО2 содержался в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району, что подтверждается путевым журналом конвоя.
Также судом установлено, что в ОМВД России по Сковородинскому району: не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не
менее 15 минут, что не противоречит действующему законодательству, предусматривающему возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже одного раза в неделю.
Поскольку, ФИО2 находился в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району не более 10 дней, то соответственно он мог пользоваться душем только один раз за однократное время пребывания в ИВС.
В связи с чем, требования ФИО2 о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться душевой не менее двух раз в неделю в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным являются необоснованными, не соответствующими действующему законодательству.
Из книги приема-сдачи постельных принадлежностей следует, что 24 ноября 2014 года и 24 января 2015 года ФИО2 обеспечивался: одеялом, матрацем, подушкой, простынею, наволочкой, кружкой, ложкой и чашкой, что подтверждается его росписью в указанной книге.
Также в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району проводится лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа, что подтверждается журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВСГУ ОМВД России по Сковородинскому району, журналом регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС, журналом регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки.
В связи с чем, требования ФИО2 о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться столовыми приборами в период его содержания в ИВС ОМВД по Сковородинскому району с 24 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года и с 24 января 2015 года по 04 февраля 2015 года незаконным также являются необоснованными и опровергаются в судебном заседании представленными ответчиком доказательствами.
Судом установлено, что камеры ИВС ОМВД России по Сковородинскому району расположены на цокольном этаже здания ОМВД России по Сковородинскому району 1994 года постройки, оборудованы индивидуальными спальными местами, вешалкой для верхней одежды, вытяжной вентиляцией, светильником. В помещении камер имеются столы, полка для туалетных принадлежностей. Все камеры оборудованы краном с водопроводной водой, санитарным узлом с перегородкой, что в полной мере соответствует п. 45 приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950. Наличие в камерах ИВС санитарных узлов и вентиляции подтверждается техническим паспортом ИВС ОМВД по Сковородинскому району Амурской области.
Законом предусмотрено, что камеры могут быть и не оборудованы горячей водой, что не является нарушением действующего законодательства и тем более прав лиц, содержащихся под стражей.
Доводы жалобы о том, что существующая перегородка санузлов не позволяла справлять естественные надобности вне пределов видимости сокамерников, а система смыва санузла и вентиляции не обеспечивала санитарно-гигиенические требования к состоянию воздуха в камерах, надлежащими доказательствами не подтверждены.
Во время содержания в ИВС, истец на указанные нарушения не ссылался, подтвердив своей подписью в Журнале учета наличия (отсутствия) претензий и в Журнале медицинских осмотров об отсутствии каких-либо претензий и жалоб на состояние здоровья, жалобы на ненадлежащие условия содержания в ИВС в правоохранительные органы не направлял.
Выводы Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлении от 8 ноября 2005 года по делу "Худоеров против России", при отсутствии доказательств несоответствия условий содержания в ИВС установленным требованиям не порождают обязанности государства по возмещению морального вреда, связанного с неудобствами, вызванными нахождением истца в условиях изоляции от общества. Доводы заявителя об обратном основаны на неправильном толковании названного постановления, в силу чего подлежат отклонению.
Поэтому, требования ФИО2 о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД по Сковородинскому району по непредставлению ему возможности пользоваться умывальником, так как включение воды обеспечивалось сотрудником ИВС со стороны служебного коридора, по непредставлению ему возможности пользоваться горячей водой, так как горячая вода отсутствовала в камере, по непредставлению ему возможности пользоваться туалетом, так как туалет не имеет стен, потолка, дверей и находится под круглосуточным видеонаблюдением, по непредставлению ему возможности пользоваться естественным освещением в камере и проветриванием помещения ввиду отсутствия в камере окна, судом также признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Также судом установлено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Данный факт истцом не был оспорен, жалобы на указанные нарушения истцом не подавались.
Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа – с тыльной стороны здания ОМВД имеется отдельный выход из ИВС, где располагается прогулочный двор площадью 15 м 2, высота стен прогулочного двора - 3,5 м., что соответствует нормам законодательства.
Установлено, что ФИО2 выводился на прогулку, что подтверждается журналом прогулок. 25.11.2014 года, 02.12.2014 года, 04.12.2014 года, 26.01.2015 года, 27.01.2015 года, 30.01.2015 года, 31.01.2015 года, 01.02.2015 года ФИО2 отказывался от прогулок. 03.12.2014 года прогулка не проводилась в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями. 20.01.2015 года прогулка не проводилась в связи с отсутствием личного состава дежурной смены ИВС. Таким образом, нарушений прав истца на прогулки нарушено не было, поэтому его требования о признании действий (бездействия) начальника ИВС на нарушение его прав удовлетворению не подлежат.
Таким образом, судом установлено, что порядок и условия содержания в изоляторе временного содержания ОМВД России по Сковородинскому району установленные Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103 - ФЗ от 15.07.1995 г., Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950 соответствуют данным нормам законодательства.
По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истцом в обоснование своих требований суду не представлено доказательств ненадлежащего содержания в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району.
С жалобами на ненадлежащее содержание в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району ФИО2 в надзорные органы не обращался, также не представил суду доказательств, свидетельствующих о ненадлежащих условиях содержания, о своих обращениях и жалобах в связи с этим, а равно и об ухудшении состояния здоровья в указанные периоды времени.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 года № 22-ФЗ с 15.09.2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства.
В силу с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015 г., настоящее дело относится к административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Ч.1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационные комиссии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Ч. 1 ст. 219 КАС РФ гласит, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Установлено, что ФИО2 обратился с требованиями о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району 01 сентября 2015 года, то есть до вступления в законную силу КАС РФ, но на дату вступления КАС РФ в законную силу гражданское дело не рассмотрено, поэтому заявленные ФИО2 требования, а именно в части признании действия (бездействия) незаконными подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными КАС РФ.
Судом установлено, что ФИО2 обратился с требованием о признании незаконными действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС 01 сентября 2015 года (направлено по почте 24 августа 2015 года).
Вместе с тем, поскольку, ФИО2 указывает конкретные даты нарушения его прав условиями содержания в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району, а именно, с 24.11.2014 года по 04.12.2014 года и с 24.01.2015 года по 04.02.2015 года, то есть о нарушении своих прав истцу было известно в указанные числа, следовательно, с требованиями о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными ФИО2 должен был обратиться в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, то есть до 04.03.2015 года и 04.06.2015 года соответственно. Поскольку, до указанных чисел ФИО2 с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району не обратился, доказательств уважительности пропуска срока на обращение с заявленными требованиями суду не представил, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по причинам пропуска установленного законом срока.
Также ФИО2 заявлены требования о компенсации морального вреда, поскольку ему были причинены моральные и физические страдания, незаконными действиями начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району. Данные требования подлежат рассмотрению в соответствии с нормами ГК РФ в порядке искового производства.
Согласно ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку, в судебном заседании не установлено нарушений прав истца ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОМВД России по Сковородинскому району, следовательно, отсутствуют основания и для компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ИВС ОМВД России по Сковородинскому району о признании действий (бездействия) начальника ИВС ОМВД России по Сковородинскому району незаконными и взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 30 октября 2015 года.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук