Дело № 2-4084/2015 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.
при секретаре Письменной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к ответчикам, указывая на то, что между начальником ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФИО2 заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека на жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес>. В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, военнослужащие среди прочих документов представляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи. Так, в разделе IV «Сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи», предоставленных ответчиками в ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ, указано, что ранее занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за военнослужащим и членами его семьи не имелось. Сведения подписаны членами семьи и заверены командиром войсковой части. Ответчик был предупрежден о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в случае недостоверности предоставленных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. В результате проверочных мероприятий было установлено, что супруге ответчика ФИО3 принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 39, 9 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская республика, <адрес>, бульвар Юности, <адрес>, которое было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ. На дату заключения договора социального найма в силу прямого указания закона (ст. 15, ст. 15.1 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих», п.8 ст.57 ЖК РФ) жилое помещение общей площадью 39, 9 кв.м. подлежало учету при предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес>, кв.З. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности. Данная норма императивна и расширенному толкованию не подлежит. Следовательно, вопрос обеспечения ответчиков постоянным жилым помещением от Министерства обороны РФ должен решаться исходя из норм предоставления на состав семьи 3 чел. за минусом площади жилого помещения, принадлежащего членам семьи на праве собственности, но не более 23, 1 кв. м. (18 кв.м. х 3 чел.+ 9 кв.м -39,9 кв.м), поскольку с момента отчуждения жилого помещения, находившегося в собственности ФИО3, не истекло 5-ти лет. Фактически ответчикам было предоставлено жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м., превышающее норму предоставления на 52,3 кв.м. (75,4 кв.м-23,1 кв.м). Следовательно, принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на спорное жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м. произведено с нарушением норм жилищного законодательства по причине предоставления ответчиками недостоверных сведений. В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ответчикам предоставлялась возможность осуществить доплату с учетом выявленной собственности за превышение на 52,3 кв.м. общей площади жилого помещения на общую сумму 1 945 716 руб. 90 коп. (37 203 руб. х 52,3 кв.м). В соответствии с п. 3 Постановления стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения определяется исходя из государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента жилищного обеспечения Минобороны России строительство объекта жилого фонда произведено за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации по заключенному государственному контракту №190609/1, предусматривающему стоимость одного квадратного метра в сумме 37 203 руб. Исходя из общей площади спорного жилого помещения и стоимости 1 кв.м. по данным государственного контракта №190609/1, заключенного Министерством обороны Российской Федерации, затраты Федерального бюджета при приобретении жилого помещения по указанному адресу и подлежащие возмещению ответчиками составляют 1 945 716 руб. 90 коп. (52,3 кв.м х 37 203 руб.). ФГКУ «Востокрегионжилье» письменно уведомило ответчиков о возможности осуществления доплаты с учетом выявленной собственности за превышение на 52,3 кв.м. общей площади жилого помещения, превышающего норму предоставления. Однако до настоящего времени требование ФГКУ «Востокрегионжилье» ответчиками не исполнено. Право военнослужащих на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, в случае оплаты излишних метров за счет собственных средств лиц, претендующих на получение такого жилья, регламентировано в п. 16 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих». При этом Конституционный Суд Российской Федерации (Определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1480-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 1661-О), в том числе и при обращении военнослужащих, не раз указывал, что положения частей 7 и 8 статьи 57 ЖК РФ, основанные на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Кроме того, оформление прав собственности на объект недвижимости с площадью, превышающей законодательные нормы, в данном случае привело к неосновательному обогащению ответчика. Истец просит взыскать с ФИО2, ФИО3, ФИО4 в доход Федерального бюджета Российской Федерации убытки в сумме <данные изъяты>
В судебное заседание представитель истца не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, письменных возражений по иску не представили.
С учетом мнения истца суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что между начальником ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФИО2 заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека на жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон Авиаторов, <адрес> ( л.д. 13-14).
Предоставление военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма регламентировано приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, военнослужащие среди прочих документов представляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Так, в разделе IV «Сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи», предоставленных ответчиками в ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ, указано, что ранее занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за военнослужащим и членами его семьи не имелось. Сведения подписаны членами семьи и заверены командиром войсковой части.
В результате проверочных мероприятий было установлено, что супруге ответчика ФИО3 принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 39, 9 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская республика, <адрес>, бульвар Юности, <адрес>, которое было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
На дату заключения договора социального найма в силу прямого указания закона (ст. 15, ст. 15.1 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих», п.8 ст.57 ЖК РФ) жилое помещение общей площадью 39,9 кв.м. подлежало учету при предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес>.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. 12 п.1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
Таким образом, из взаимоувязанных положений законодательных актов следует, что государство гарантирует каждому военнослужащему-гражданину и членам его семьи предоставление жилья по избранному месту жительства, но с учетом общих требований:
признание нуждающимся в обеспечении жильем в соответствии со ст. 51 ЖКРФ;
предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Закона «О статусе военнослужащих»;
- в зависимости от наличия у него (членов его семьи) в собственности жилых помещений. При этом, сделки связанные с отчуждением имущества, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, учитываются при представлении жилья но не менее чем за пять лет.
Следовательно, вопрос обеспечения ответчиков постоянным жилым помещением от Министерства обороны РФ должен решаться исходя из норм предоставления на состав семьи 3 чел. за минусом площади жилого помещения, принадлежащего членам семьи на праве собственности, но не более 23, 1 кв. м. (18 кв.м. х 3 чел.+ 9 кв.м. - 39,9 кв.м.), поскольку с момента отчуждения жилого помещения, находившегося в собственности ФИО3 не истекло 5-ти лет.
Фактически ответчикам было предоставлено жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м., превышающее норму предоставления на 52,3 кв.м. (75,4 кв.м.-23,1 кв.м.).
Следовательно, принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма от 19.06.2012 № на спорное жилое помещение общей площадью 75,4 кв.м. произведено с нарушением норм жилищного законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства от 24.10.2013 № «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими,
нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей
площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади
жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», ответчикам предоставлялась возможность осуществить доплату с учетом выявленной собственности за превышение на 52,3 кв.м. общей площади жилого помещения на общую сумму 1 945 716 руб. 90 коп. (37 203 руб. х 52,3 кв.м).
В соответствии с п. 3 Постановления стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяется исходя из государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента жилищного обеспечения Минобороны России строительство объекта жилого фонда произведено за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации по заключенному государственному контракту № 190609/1, предусматривающему стоимость одного квадратного метра в сумме 37 203 рублей (л.д. 15).
Исходя из общей площади спорного жилого помещения и стоимости 1 кв.м. по данным государственного контракта № 190609/1, заключенного Министерством обороны Российской Федерации, затраты Федерального бюджета при приобретении жилого помещения по указанному адресу и подлежащие возмещению ответчиками составляют 1 945 716 руб. 90 коп.
(52,3 кв.м х 37203 руб.).
Право военнослужащих на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, в случае оплаты излишних метров за счет собственных средств лиц, претендующих на получение такого жилья, регламентировано в п. 16 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих».
При этом Конституционный Суд Российской Федерации (Определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1480-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 1661-О), в том числе и при обращении военнослужащих, не раз указывал, что положения частей 7 и 8 статьи 57 ЖК РФ, основанные на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является возмещение убытков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ГК РФ, если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Кроме того, оформление прав собственности на объект недвижимости с площадью, превышающей законодательные нормы, в данном случае привело к неосновательному обогащению ответчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 1103 ГК РФ к требованиям о возмещении вреда (включающего в себя и понятие убытки), в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, подлежат применению правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ. Следовательно, что вытекает из существа сложившихся отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 237 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО3, ФИО4 в доход Федерального бюджета Российской Федерации убытки в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Балашихинский городской суд в течение одного месяца в апелляционном порядке.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Балашихинский городской суд в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Федеральный судья: Буянтуева Т.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>