УИД 77RS0016-02-2022-021304-02
Дело № 2-9569/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2022 года г. Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юшиной С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9569/2022 по иску Устинова Романа Викторовича к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании, обязании вернуть средства пенсионных накоплений, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Устинов Р.В. обратился в суд с иском к АО «НПФ «Будущее», просил признать недействительными договор об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 065-894-683 27; обязать АО «НПФ «Будущее» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в силу передать предыдущему страховщику ГУ - ОПФР по Чукотскому автономному округу средства пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии, определенные в порядке, установленном п. 2 ст. 36.6-1 Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», проценты за неправомерное пользование указанными денежными средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств Фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии истца.
Исковые требования мотивированы тем, что в январе 2022 года из сайта «Госуслуги» истцу стало известно о заключении от его имени поименованного договора, который, по его утверждению, он не заключал и не подписывал, и переводе предыдущим страховщиком средств его пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии, находившихся в Пенсионном фонде Российской Федерации, в АО «НПФ «Будущее». Также, истец указывает, что не заполнял, не подписывал заявление о досрочном переходе из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ «Будущее».
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством.
Представитель истца по доверенности Диванян Э.Д. доводы иска поддержал.
Представитель ответчика - АО «НПФ «Будущее» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
Исследовав письменные доказательства, оценив доводы представителя истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что средства пенсионных накоплений Устинова Р.В. аккумулировались в ГУ ПФР.
На основании заявления о досрочном переходе из ГУ ПФР в АО «НПФ «Будущее» от 13.10.2017 года № 087-333-0480548 между Устиновым Р.В. и АО «НПФ «Будущее» 31.10.2017 года был заключен договор об обязательном пенсионном страховании № 065-894-683 27.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, средства пенсионных накоплений Устинова Р.В. переданы в АО «НПФ «Будущее», которое является страховщиком истца.
По сведениям Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе от 06.06.2022 года № С59-7-ФПСО/890030 в ходе проведенной проверки по доводам обращения Устинова Р.В. (вх. № ОТ7-584 от 28.02.2022 года) установлено, что договор обязательного пенсионного страхования от 31.10.2017 года № 065-894-683 27 был оформлен финансовым консультантом Вольской С.В., действовавшей на основании договора о сотрудничестве в области распространения пенсионных продуктов. Договор обязательного пенсионного страхования содержит подпись, выполненную от имени Устинова Р.В. В связи с наличием в действующем и не признанном недействительным договоре об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 064-894-683 27 подписи, выполненной от имени Устинова Р.В., завершением при участии Пенсионного фонда Российской Федерации процедуры перевода средств пенсионных накоплений в Фонд, у Банка России отсутствует возможность оценить наличие в действиях АО «НПФ «Будущее» нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах. В последующем средства пенсионных накоплений Устинова Р.В. были переведены в Фонд. Управлением направлен запрос в адрес ОПФР РФ по г. Москве и Московской области с целью получения копии заявления. Из ответа Пенсионного фонда Российской Федерации следует, что от имени Устинова Р.В. в ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области поступило заявление № 087-333-0480548 от 13.10.2017 года о переходе в АО «НПФ «Будущее». Подпись Устинова Р.В. на заявлении была удостоверена Даурских В.В., временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа г. Санкт-Петербург.
Также, истцу сообщено, что материалы рассмотрения его обращения направлены в адрес УМВД России по Чукотскому автономному округу с целью проверки и принятия мер в пределах компетенции.
Кроме того, истцу разъяснено право на обращение в суд в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в том числе, с требованием о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным (незаключенным, ничтожным), в связи с отсутствием волеизъявления на его заключение и несоблюдением процедуры подписания и (или) удостоверения подписи в заявлении о передаче средств пенсионных накоплений, и восстановлении положения, существовавшего до момента нарушения прав.
Из материалов дела следует, что заявление Устинова Р.В. о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, нотариально заверено Даурских В.В., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Белозеровой О.В.
Одновременно, в материалы дела представлен ответ нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Карасевой О.В. от 18.07.2022 года исх. № 541 на адвокатский запрос, из которого следует, что 07.09.2017 года Устинов Р.В., паспортные данные, не обращался в нотариальную контору нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Белозеровой (в связи с переменой фамилии - Карпуниной) О.В. по адресу: адрес, за совершением нотариальных действий. Нотариальное действие по свидетельствованию подлинности подписи на заявлении застрахованного лица от имени Устинова Р.В. не совершалось Даурских В,В., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Белозеровой О.В.
Согласно п. 1 ст. 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании.
Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой фонд, должен соблюдаться следующий порядок: 1) заключение договора об обязательном пенсионном страховании в простой письменной форме; 2) направление заявления о переходе из фонда в фонд застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном статьей 36.11. Закона № 75-ФЗ; 3) внесение Пенсионным фондом РФ соответствующих изменений в Единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, при условии, что фонд уведомил ПФР о вновь заключенном с застрахованным лицом о договоре об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, для разрешения требований о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие воли обоих сторон на заключение договора.
Наличие воли застрахованного лица на заключение договора и наступление последствий в виде перевода средств пенсионных накоплений в иной пенсионный фонд должно выражаться в подписании договора и направлении заявления о переходе из одного фонда в другой.
Как следует из материалов дела, перевод пенсионных накоплений Устинова Р.В. в АО «НПФ «Будущее» осуществлен, в том числе, на основании заявления, подлинность подписи Устинова Р.В. в котором удостоверена Даурских В.В., вр.и.о. нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Белозеровой О.В., что усматривается из копии заявления, приобщенного к материалам дела.
Между тем, как следует из ответа нотариуса, подлинность подписи Устинова Р.В. в указанном заявлении нотариусом не свидетельствовалась.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что Устинов Р.В. воли на переход из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ «Будущее» не проявлял, договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ «Будущее» не заключал, заявления о переходе не писал.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик же допустимых и относимых доказательств, опровергающих доводы истца, что заявление и договор об обязательном пенсионном страховании он не подписывал, не представил.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Пунктом 3 ст. 154 ГК РФ предусмотрено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, что переход Устинова Р.В. из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ «Будущее» произведен в установленном законном порядке.
Заключение договора в результате мошеннических действий является неправомерным действием, посягающим на интересы лица, не подписывавшего договор, применительно к п. 2 ст. 168 ГК РФ права истца нарушены заключением такого договора.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом Устиновым Р.В. договор об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 065-894-683 27 и заявление о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в Негосударственный пенсионный фонд, не подписывались, его волеизъявление не было направлено на заключение оспариваемого договора, и каких-либо юридических последствий он для него не порождает вследствие ничтожности сделки, являющейся недействительной в силу закона, следовательно, заявленные Устиновым Р.В. требования о признании договора об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 065-894-683 27 недействительным, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1. ст. 36.5 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании может быть изменен сторонами не иначе как в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании или настоящим Федеральным законом.
Договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий в зависимости от того, какое из них наступило ранее: признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным (ч.2 ст.36.5 ФЗ № 75-ФЗ).
В соответствии с абзацем 7 ч. 1 ст. 36.6. Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации по следующим основаниям в зависимости от того, какое из них наступит ранее: в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 36.5 настоящего Федерального закона – предыдущему страховщику.
Согласно п. 5.3. ст. 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» при наступлении обстоятельства, указанного в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
При этом, проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, уплачиваются за счет собственных фонда, и направляются в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию предыдущего страховщика.
Таким образом, требование истца об обязании АО «НПФ «Будущее» передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявлены провомерно.
В соответствии с п. 2 ст. 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании.
Порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании установлен в ст. 36.4 вышеназванного Федерального закона.
Судом выше были приведены положения абзаца 7 п. 1 ст. 36.6, п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми, порядок расчета средств, направленных на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица и подлежащих передаче предыдущему страховщику в соответствии с абзацем первым п. 5.3 ст. 36.6. Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Иных последствий признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным законодательством, регулирующим работу пенсионных фондов, не предусмотрено.
Таким образом, в случае досрочного перехода застрахованного лица из одного фонда в другой фонд, при положительном результате инвестирования средств пенсионных накоплений такого застрахованного лица фонд, с которым договор об обязательном пенсионном страховании прекращен, передает средства пенсионных накоплений новому страховщику без учета результата их инвестирования, за период с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим страховщиком до даты такого перевода новому страховщику. Этот результат инвестирования средств пенсионных накоплений предыдущий страховщик направляет в свой резерв по обязательному пенсионному страхованию.
В качестве последствия недействительности договора об обязательном пенсионном страховании подлежит восстановлению предыдущим страховщиком удержанный результат инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица в том виде, в каком он существовал до удовлетворения заявления застрахованного лица при досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд.
Данное решение о признании договора об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 065-894-683 27 недействительным является основанием для восстановления в ПФР инвестиционного дохода истца в размере, существовавшем до удовлетворения заявления застрахованного лица – истца, при досрочном переходе из ПФР в НПФ.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с АО «НПФ «Будущее» в пользу Устинова Р.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать договор об обязательном пенсионном страховании от 31.10.2017 года № 065-894-683 27, заключенный между Устиновым Романом Викторовичем и акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» недействительным.
Обязать акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» передать в Пенсионный фонд Российской Федерации в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом решения суда средства пенсионных накоплений Устинова Романа Викторовича, определенные в порядке, установленном п. 2 ст. 36.6-1 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии.
Взыскать с акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» в пользу Устинова Романа Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд города Москвы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 30 сентября 2022 года.
Судья И.И. Афанасьева