№2-6718/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Галашовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой С. Ю. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью педагогической деятельности, при этом в указанный стаж не были зачтены период работы воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением ответчика истица не согласна, просит признать его незаконным, обязать ответчика включить обозначенные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании указала на отсутствие правовых оснований для учета спорных периодов.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Федотова С.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности по тем основаниям, что ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 24 года 01 месяц 09 дней, что меньше требуемого стажа – 25 лет. При этом, ответчик не включил в педагогический стаж истицы спорные периоды работы, прохождение обучения и командировки.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу пп.«м» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее – Правила №516);
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067), с применением положений абз.3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список №1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463), с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как следует из трудовой книжки истицы, архивной справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, отчета <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Ответчиком данный период не учтен по тем основаниям, что наименование учреждения не предусмотрено Списками №1397, №781.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действовавшего в спорные периоды) образовательные учреждения по своим организационно – правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно – правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в праве работников на пенсию за выслугу лет.
Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В данном случае суд рассматривает данное конституционное предписание как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных).
Таким образом, пенсия педагогическим работникам должна назначаться исходя из функциональной деятельности учреждения независимо от его ведомственной принадлежности и статуса.
Поскольку установлено, что истица в спорный период работала в детском дошкольном учреждении, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 №11-П, то обстоятельство, что детское объединение находилось в структуре <данные изъяты>, а не являлась самостоятельным учреждением, не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истицы.
В связи с изложенным требование истицы в части учета данного спорного периода подлежит удовлетворению.
В иные спорные периоды истица работала <данные изъяты> и находилась в учебных отпусках; воспитателем <данные изъяты> и направлялась на курсы повышения квалификации. Периоды непосредственно работы в указанных учреждениях учтены ответчиком в специальный стаж.
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв.Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397), действующего до 01.10.1993, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Кроме того, в силу пп.«в» п.3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденного Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 №94, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2.
В Рекомендации Международной организации труда №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» 1974 г. термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Согласно п.21 Рекомендации период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Указанная Рекомендация МОТ способствовала включению в текст Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» положения, в соответствии с которым лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для сдачи зачетов и экзаменов; подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов; сдачи государственных экзаменов (ст.17).
В силу ст.173 ТК РФ (в старой редакции) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, период нахождения истицы на учебе является периодом трудовой деятельности. В данные периоды за истицей сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В связи с изложенным, поскольку обозначенные периоды учебных отпусков и курса повышения квалификации были предоставлены истице в период осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая изложенное, спорные периоды также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В связи с изложенным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в рассматриваемой части нельзя признать законным.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточность, с учетом оспариваемых периодов, у истицы стажа, требуемого для назначения ей досрочной страховой пенсии (более 25 лет) на дату первоначального обращения к ответчику, следует обязать ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты – с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Федотовой С. Ю. в стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Федотовой С. Ю. судебные расходы в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 26.10.2017.