РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> «05» августа 2015 год
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи О.В. Гильмановой
при секретаре ФИО6
с участием ФИО5
ФИО2
ФИО3
представителя ФИО2, ФИО3 – ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Потребительскому кооперативу «Автогаражный кооператив 41 «а», ФИО2, ФИО3 о признании права собственности на гаражные боксы, встречному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Потребительскому кооперативу «Автогаражный кооператив 41 «а» о признании недействительным протокола общего собрания
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к Потребительскому кооперативу «Автогаражный кооператив 41 «а», ФИО2, ФИО3 о признании права собственности на гаражные боксы.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 01 августа 2013 года ею в адрес кооператива подано заявление о принятии в члены кооператива как нуждающейся в гаражных боксах. Протоколом общего собрания кооператива от ДД.ММ.ГГГГ она была принята в члены кооператива с закреплением гаражных боксов № № и 28, с условием оплаты паевого взноса, ежегодного взноса, а также погашения долгов предыдущих владельцев. Ранее гаражные боксы принадлежали ФИО2, ФИО3 Однако в связи с неуплатой вступительных и паевых взносов, а также иных взносов, предусмотренных уставом кооператива ответчики общим собранием членов кооператива исключены из его состава протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ею полностью внесены денежные средства – паевые взносы за гаражные боксы, просит суд признать за ней право собственности на них.
ФИО2, ФИО3 подано встречное исковое заявление о признании недействительным протокола общего собрания, в обоснование которого указано, что им не было известно об исключении из членов гаражного кооператива, на заседание ДД.ММ.ГГГГ их никто не извещал. ФИО2 из личных денежных средств оплачивал счета кооператива за электроэнергию в 2004 – 2007 годах. Просят суд признать недействительным протокол членов общего собрания кооператива от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения их из членов кооператива.
В судебном заседании ФИО5 исковые требования подержала, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления. Встречные исковые требования просила оставить без удовлетворения. В дополнение пояснила, что в настоящее время она лишена возможности пользоваться гаражными боксами, за которые заплатила денежные средства. ФИО10 более восьми лет в кооперативе не появляются, расходы по содержанию гаражных боксов не несут. Росреестр отказал ей в регистрации права собственности на гаражные боксы, поскольку по их данным, спорные объекты недвижимости принадлежат иным лицам – ФИО2 и ФИО3
ФИО2, Н.А. и их представитель ФИО7 исковые требования ФИО5 просили оставить без удовлетворения, встречные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Свидетель ФИО8в судебном заседании пояснил, что он с 1997 года является членом гаражного кооператива и владеет гаражным боксом №. У него имеется неприязненное отношение к ФИО2, поскольку с 2004 года ФИО2 в кооперативе не появляется, членские взносы не платит, принадлежащие ему боксы находятся в плохом состоянии, у них течет крыша. Члены кооператива извещаются на собрания путем вывешивания соответствующего объявления перед входом в гаражи, собрание проводится не в конкретном гаражном боксе, а в общем коридоре. Он присутствовал на собрании, когда ФИО2 исключили из членов кооператива, присутствовало более 50% членов кооператива, ФИО2 не было, его исключили из кооператива за неуплату членских взносов.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на его рассмотрение, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса РФ /далее по тексту ГК РФ/ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По смыслу статьи 12 ГК РФ, определение законом способов защиты гражданских прав направлено в первую очередь на максимальное восстановление нарушенного права.
На основании п. 1, п. 6 ст. 116 Гражданского Кодекса РФ /далее по тексту ГК РФ/ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законами о потребительских кооперативах.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Согласно статье 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" членство в потребительском обществе прекращается, в том числе, в случаях исключения пайщика (ч. 1). Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных настоящим Законом или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу (ч. 3). Пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса о его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть предоставлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества (ч. 4).
Частью 6 статьи 18 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" предусмотрена возможность обжалования решения общего собрания потребительского общества в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 настоящей статьи предусмотрено, что правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", положения указанных законов на гаражно-строительные кооперативы не распространяются. При этом специальный федеральный закон в отношении гаражно-строительных кооперативов не принят.
Таким образом, правовое положение гаражных кооперативов определяется Уставом гаражного кооператива в части, не противоречащей действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела установлено, что протоколом общего собрания членов Потребительского автогаражного кооператива 41»а» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (гаражный бокс №) и ФИО3 (гаражный бокс №) исключены из членов вышеназванного кооператива в связи с неуплатой паевых и вступительных взносов по гаражным боксам, систематической неуплатой ежегодных взносов, платы за землю, отсутствие заботы и ухода за гаражными боксами.
Согласно Устава Потребительского кооператива «Автогаражный кооператив 41 «а», утвержденного протоколом № Общего собрания членов автогаражного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, высшим органом управления кооператива является Общее собрание, исполнительным органом – Правление Кооператива, органом контроля за финансово – хозяйственной деятельностью – ревизионная комиссия (п. 4.1 Устава).
На основании пункта 5.6 названного Устава исключение из членов кооператива относится к компетенции общего собрания. Правление письменно уведомляет нарушителя о своем решении передать вопрос о его исключении из членов Кооператива на рассмотрение Общего собрания на очередном или внеочередном заседании.
Письменное уведомление о созыве Общего собрания вручается членам Кооператива под расписку либо рассылается по почте заказным письмом за 20 дней до предполагаемой даты проведения Общего собрания с указанием места, даты, времени проведения собрания и с приложением повестки дня Общего собрания (п. 4.4 Устава).
Решения Общего собрания фиксируются в протоколе заседания, подписываемом председателем и секретарем собрания (п. 4.7 Устава).
В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами.
В протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об общем количестве присутствующих на собрании граждан.
Как следует из дела, ФИО2, Н.А. участия в собрании не принимали.
Гаражным кооперативом не было представлено доказательств уведомления ФИО10 о проведении собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, чтобы обеспечить их явку, чем были нарушены положения пунктов 5.6. и 4.4 устава кооператива, п. 4 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации".
Несоблюдение указанных выше положений устава и закона повлекло нарушение прав ФИО10, т.к. они были лишены возможности высказать свое мнение и принять соответствующие меры по погашению задолженности в целях недопущения принятия в отношении них такой крайней меры как исключения из кооператива.
Учитывая изложенное выше, требования ФИО2, Н.А. о признании недействительным протокола членов общего собрания кооператива от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения их из членов кооператива являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принятие решения об исключении ФИО3, А.И. из членов кооператива, повлекло изъятие у последних гаражных боксов № № и 29, которые впоследствии, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, закреплены за ФИО5
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о незаконности протокола Общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из членов кооператива ФИО2, Н.А., требования ФИО5 о признании за ней права собственности на гаражные боксы № № и 29 подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Потребительскому кооперативу «Автогаражный кооператив 41 «а», ФИО2, ФИО3 о признании права собственности на гаражные боксы - оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования ФИО2, ФИО3 к Потребительскому кооперативу «Автогаражный кооператив 41 «а» о признании недействительным протокола общего собрания удовлетворить.
Признать недействительным протокол членов общего собрания Потребительского кооператива «Автогаражный кооператив 41 «а» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО2, ФИО4 из членов Потребительского кооператива «Автогаражный кооператив 41 «а», расположенного по адресу: РБ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Гильманова