Судья Маннапова М. Ф. УИД 16RS0007-01-2019-001313-93
дело № 2 – 25/2020
дело № 33 – 7554/2020
учет № 121г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2020 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А. Г.,
судей Миннегалиевой Р. М. и Никулиной О. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабитовой А. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шакировой Ралии Морзамитовны и Валиахметова Рима Маратовича на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении их иска к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Арского района), Исполкому города Арска, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее – Минтруд РТ) о признании незаконным постановления о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, о восстановлении семьи, имеющей ребёнка-инвалида с детства, на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – получателей субсидий, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчиков – Исполкома Арского района и Исполкома города Арска – СагитовуЛ. Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шакирова Р. М., Валиахметов Р. М. обратились в суд с иском к Исполкому Арского района и Исполкому города Арска, Минтруду РТ о признании незаконным постановления о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, о восстановлении семьи, имеющей ребёнка-инвалида с детства, на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – получателей субсидий, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан.
В обоснование своих требований истцы указали, что постановлением Исполкома города Арска от 23 сентября 2019 года их семья снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решением общественной жилищной комиссии при Исполкоме Арского района от 24 сентября 2019 года их семья исключена из списка граждан, претендующих на получение субсидии в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (категория – инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 года). Решение получено истцами 7 ноября 2019 года. Истцы не согласны с указанными выше решением и постановлением, считают их незаконными, поскольку семья зарегистрирована и проживает в ветхом жилом помещении, принадлежащем сестре истицы – Ислановой А. М. по адресу: <адрес>, - общей площадью 48, 3 кв. м. Истцы не обеспечены жильём, смена места жительства носила вынужденный характер, вызвана отсутствием своего жилья, истцы не имели цели преднамеренного ухудшения жилищных условий, нуждаемость в улучшении жилищных условий существует по сей день. Истцов не уведомляли о включении в реестр специализированной организации, о необходимости в 90-дневний срок заключить договор социальной ипотеки, не извещали о снятии их семьи с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Истцы просили признать постановление Исполкома города Арска № 394 от 23 сентября 2019 года о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, имеющей ребёнка-инвалида с детства, незаконным, возложить на Исполком города Арска обязанность восстановить семью на учёте с 21 декабря 2000 года и в списке граждан – получателей субсидий, выделяемых из федерального бюджета.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцы поддержали свои требования.
Представитель ответчиков Исполкома города Арска и Исполкома Арского района Сагитова Л. Г. возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что истцы утратили статус нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель Минтруда РТ в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте слушания дела, направил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска.
Суд оставил требования истцов без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что на момент обращения с заявлением о постановке на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 12 октября 2000 года истцы проживали в однокомнатной <адрес>, общей площадью 34 кв. м, в <адрес> по <адрес> <адрес>, которая была продана в 2015 году в связи с нуждаемостью в денежных средствах на проведение операции Валиахметову Р. М. С 13 марта 2015 года по 11 июня 2016 года истцы были зарегистрированы и проживали в доме супруга истицы Шакировой Р. М. – Шакирова Ф. Ф. по адресу: <адрес>. В связи с продажей Шакировым Ф. Ф. жилого дома истцы были вынуждены освободить жилое помещение и с 11 июня 2016 года проживают в квартире сестры истицы – Ислановой А. М. по адресу: <адрес>. В связи с первоначальным несогласием собственника квартиры зарегистрировать Валиахметова Р. М. по месту жительства, последний в период с 11 июня 2016 года по 12 апреля 2017 года был зарегистрирован в доме родителей истицы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. С 12 апреля 2017 года Валиахметов Р. М. зарегистрирован по месту жительства с согласия собственника квартиры – Ислановой А. М. С момента постановки истцов на учёт не было ни фактического улучшения жилищных условий, ни намеренного их ухудшения. Апеллянты ссылаются на часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В рассматриваемом случае таких оснований, по мнению апеллянтов, не имеется.
Истцы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в тексте жалобы просили о её рассмотрении в их отсутствие.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель Минтруда РТ в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчиков, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, подпунктом 2 пункта 1 которого устанавливается порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу частей 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Исполкома Арского района № 28 от 25 января 2007 года в указанном районе учётная норма установлена в размере не более 18 кв. м общей площади жилого помещения.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учётом положений настоящей части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По делу установлено, что 12 октября 2000 года Валиахметовой (Шакировой) Р. М. в Исполком Арского поселкового Совета подано заявление о постановке её семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как семьи, имеющей ребенка-инвалида с детства – Валиахметова Р. М., .... года рождения.
Согласно архивной выписке № Т-18 от 14 июня 2017 года протоколом .... заседания Арского поселкового Совета местного самоуправления от 21 декабря 2000 года семья ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учёт.
При постановке на учёт Валиахметов Р. М. и Шакирова Р. М. с 13 сентября 2003 года по 13 марта 2015 года были зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Жилое помещение, общей площадью 34 кв. м, находилось в совместной собственности истцов.
С 13 марта 2015 года по 11 июня 2016 года Валиахметов Р. М. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, - в жилом доме общей площадью 148,9 кв. м, принадлежащем на праве собственности супругу Шакировой Р. М. – Шакирову Ф. Ф. В доме были зарегистрированы ещё пять человек: Шакиров Ф. Ф., Валиахметова Р. М., Шакировы Р. М., А. Ф., Т. Ф.
В период с 11 июня 2016 года по 12 апреля 2017 года Валиахметов Р. М. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> улица, <адрес>, - в жилом доме общей площадью 73,8 кв. м, в котором также был зарегистрирован Султанов И. М.
Согласно выписке из домовой книги с 12 апреля 2017 года по настоящее время истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, - в жилом помещении общей площадью 48,3 кв. м, в которой зарегистрирована также собственник Исланова А. М.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Постановлением Исполкома города Арска .... от 23 сентября 2019 года семья Шакировой Р. М., имеющая ребёнка-инвалида, снята с учёта в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением общественной жилищной комиссии при Исполкоме Арского района от 24 апреля 2019 года семья Шакировой Р. М. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма по Арскому муниципальному району в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность истцов общей площадью жилого помещения за период с 13 марта 2015 года по 11 июня 2016 года на одного человека составляла 29,78 кв. м, что более учётной нормы, установленной Постановлением Исполкома Арского района № 28 от 25 января 2007 года. Обеспеченность общей площадью жилого помещения за период с 11 июня 2016 года по 12 апреля 2017 года на одного человека составляла 36,9 кв. м, что также более учётной нормы. Суд пришёл к выводу о том, что за период с 13 марта 2015 года по 12 апреля 2017 года нуждаемость семьи Шакировой Р. М. в улучшении жилищных условий отсутствовала в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, соответственно оснований для признания оспариваемого постановления и для восстановления в списке граждан – получателей субсидий, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, которые заявлялись и в суде первой инстанции, были предметом судебной оценки, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не подтверждают наличия оснований, предусмотренных процессуальным законом, к его отмене. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, постановил решение, которое не противоречит требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам. Доводы жалобы о том, что неоднократная смена места регистрации и места жительства носила вынужденный характер, не подтверждены объективными и допустимыми доказательствами, напротив, указанные действия истцовой стороны свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий в отсутствие фактической нуждаемости в жилье.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Шакировой Р. М. и Валиахметова Р. М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи