Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-328/2020 ~ М-337/2020 от 01.10.2020

Производство № 2а-328/2020

УИД 28RS0012-01-2020-000540-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2020 года                                 п. Магдагачи

Амурская область

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шаталовой О.Ю.,

при секретаре Губеевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Магдагачинского района Чуй – то – фа А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Магдагачинского района Амурской области к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Магдагачинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация Магдагачинского района обратилась в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Административное исковое заявление обосновано следующим.

Административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 05 сентября 2019 года № 93136/19/28011-ИП на основании исполнительного листа ФС №007530830, выданного 11.02.2019 Магдагачинским районным судом по гражданскому делу №2-399/2018.

Исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие следующих обстоятельств.

В силу положений ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда указанной категории граждан предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета.

Лимиты денежных средств на 2019 год на приобретение жилья детям-сиротам были предоставлены в размере 5445000 рублей. Указанные денежные средства направлены на приобретение квартир для лиц из числа детей-сирот согласно списку неисполненных решений суда за период с 2017 по 2019 год.

В Магдагачинский районный суд направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения.

Умысла на злостное неисполнение решения указанного суда у администрации Магдагачинского района нет, данное решение не исполнено в связи с отсутствием собственного жилого фонда в муниципальном образовании и отсутствием предложений по продаже необходимого жилья.

На основании изложенного административный истец просит суд освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.09.2020 №28011/20/851167.

Определением от 02.10.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Магдагачинскому району Н.В. Маклагина, Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

Представитель административного истца - администрации Магдагачинского района, представитель административного ответчика ОСП по Магдагачинскому району УФССП России по Амурской области, судебный пристав – исполнитель Маклагина Н.В., представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причина неявки неизвестна.

Помощник прокурора Магдагачинского района Чуй – то – фа А.Н. в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленного административного искового требования.

Согласно ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Заявленным административным исковым требованием, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела, является административное исковое требование администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Магдагачинскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.11, ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор.

Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС №007530830, выданного 11.02.2019, судебным приставом-исполнителем ОСП по Магдагачинскому району 05.09.2020 возбуждено исполнительное производство №93136/19/28011-ИП о предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника администрации Магдагачинского района. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 21.09.2020 № 28011/20/851167 с должника администрации Магдагачинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В обоснование доводов об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора представитель административного истца указывает, что в соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда категориям граждан - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств областного бюджета. Администрации Магдагачинского района в 2019 году лимиты денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам были предоставлены в размере 5445000 рублей и направлены на приобретение квартир для лиц из числа детей-сирот согласно списку неисполненных решений суда за период с 2017 по 2019 год. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Кроме этого, 01.10.2020 администрация Магдагачинского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения заочного решения Магдагачинского районного суда от 26.12.2018. Определением от 12.10.2020 Магдагачинским районным судом администрации Магдагачинского района предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.08.2021.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.

В судебном заседании установлено, что на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности Магдагачинского района отсутствовало.

Таким образом, у административного истца отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 21.09.2020 №280011/20/851167 по исполнительному производству №93136/19/28011-ИП от 05.09.2020.

Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области к Отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Магдагачинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить в полном объеме.

Освободить администрацию Магдагачинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 21.09.2020 №280011/20/851167 по исполнительному производству №93136/19/28011-ИП от 05.09.2019.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                            О. Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2020

2а-328/2020 ~ М-337/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Магдагачинского района
Ответчики
ОСП по Магдагачинскому району
Другие
Микрюков Денис Леонидович
Суд
Магдагачинский районный суд Амурской области
Судья
Шаталова Олеся Юрьевна
Дело на странице суда
magdagachinskiy--amr.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
02.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее