Дело № 2-4219/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р.,
при секретаре Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, просяприменить последствия недействительности ничтожной сделки в праве Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» хозяйственного ведения на нежилое помещение общей площадью 339,6 кв. м. на цокольном этаже (номера на поэтажном плане 64-67, 70, 71, 73-75, 78-80, 83-89), расположенного по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес> (кадастровый номер 02:55:010159:339), оформленное свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в виде аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 02-04-01/216/2013-857.Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником <адрес> г. Уфа Республики Башкортостан. Оспариваемые помещения используются истцом, как и остальными собственниками жилых помещений, в качестве помещений общего пользования.С 2008 года данный цокольный этаж использовался жильцами дома в качестве кладовых для размещения личных вещей. ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» зарегистрировал право хозяйственного ведения на данные нежилые помещения с целью их дальнейшего использования под торговые помещения без оформления решения и акта приема-передачи со стороны собственника этих помещений – Министерства земельных и имущественных отношений РБ. Таким образом ФИО1 считает, что нарушены его права на общедомовое имущество.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО3 требования поддержали по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» - ФИО4, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, пояснил, что у ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» на данные помещения зарегистрировано право хозяйственного ведения, в проект перепланировки на стадии строительства внесены изменения, которые предусматривают размещение торговых площадей в спорных помещениях.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ - ФИО5исковые требования не признал.
На судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Башкортостан не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, представителей, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
На основании ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Как следует из материалов дела, истец является собственником <адрес> г. Уфа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ сер. <адрес>. Основанием для государственной регистрации права собственности явилась справка о выплате пая № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданная Жилищным накопительным кооперативом «Жилищное строительство №2».
Из технического паспорта инв. № на нежилые помещения цокольного этажа 15-этажного жилого здания по адресу: г. Уфа, <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что спорные нежилые помещения площадью 339, 6 кв.м. сформированы в качестве объекта недвижимости, фактическое использование – торговое помещение.
Данным нежилым помещениям присвоен кадастровый номер 02:55:010159:339, площадь данных помещений составляет 339,6 кв. м., номера помещений на поэтажном плане: 64-67, 70, 71, 73-75, 78-80, 83-89.
Право хозяйственного ведения на данные помещения зарегистрированы за ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сер. <адрес>.
На основании разрешения №RU 03308000-48-ЖА, ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – жилой <адрес> (блок-секция «Г»), расположенный по адресу: г. Уфа, пересечение улиц Новомостовая, Фрунзе в квартале 570, и включающий спорные жилые помещения, введен в эксплуатацию.
Материалами дела подтверждается, что в ходе строительства указанного объекта недвижимости внесены изменения в проектную документацию, в результате которых помещения цокольного этажа секции «Г» жилого <адрес> на пересечении улиц Новомостовая и Фрунзе в квартале 570 переоборудованы в офисные помещения, что подтверждается письмом ЗАО Творческой архитектурной фирмы «Архпроект», архитектурным решением № 300/07-12.01-АР.
Таким образом, имеющаяся в материалах дела документация свидетельствует о том, что спорные нежилые помещения проектировались и построены с целью дальнейшей их передачи в собственность лицам для осуществления предпринимательской деятельности, то есть данные помещения предназначены для самостоятельного использования в целях торговли и обслуживания населения, а не для обслуживания жилого дома. При этом судом также отмечается, что произведен учет спорных помещений в качестве самостоятельных объектов недвижимости, им присвоен индивидуальный кадастровый номер.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ г.нежилое помещение общей площадью 339,6 кв. м. на цокольном этаже (номера на поэтажном плане 64-67, 70, 71, 73-75, 78-80, 83-89, Литера А, РБ000019509680), расположенного по адресу 450057,Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес> (инвентарный номер 348540) находится на праве хозяйственного ведения ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан». Право на поступление имущества в хозяйственное ведение предприятия также закреплено в 3.2. Устава, утвержденного Указом Президента РБ от 16.04.2-14. № УП-92.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец использовал спорные нежилые помещения в качестве кладовых для размещения личных вещей, однако суду не представлены доказательства приобретения права пользования данными помещениями, которые согласно плана разбивки представляют собой изолированные помещения. Также не представлено суду доказательств по содержанию спорных жилых помещений в качестве общего имущества жилого дома.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
В иске ФИО1 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения сер. <адрес> на нежилое помещение, расположенное в секции «Г» (3 подъезд) общей площадью 339,6 кв.м, на цокольном этаже, номера на поэтажном плане 64-67, 70, 71, 73-75, 78-80, 83-89 жилого <адрес> в г. Уфа Республики Башкортостан, выданного ГУП «Фонд Жилищного строительства Республики Башкортостан» - отказать.
В иске ФИО1 о признании права пользования на нежилое помещение, и обязании ответчиков не чинить препятствий в пользовании нежилым помещением, расположенным в секции «Г» (3 подъезд) общей площадью 339,6 кв.м, на цокольном этаже, номера на поэтажном плане 64-67, 70, 71. 73-75, 78-80, 83-89 жилого <адрес> в г. Уфа Республики Башкортостан - отказать.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанное судебное постанолвление оставлено без изменения, указано, что довод апелляционной жалобы о том, что спорное помещение относится к общему имуществу дома, поскольку в них установлены инженерные коммуникации, отклоняется судебной коллегией, поскольку для определения правового режима помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанного с обслуживанием жилого дома. Спорные помещения не предназначены для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме и в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть отнесены к общей долевой собственности собственников помещений в этом доме. Допустимые и достоверные доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Пункт 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с приказом Федеральной регистрационной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" (документ не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № 01/8215-АА), право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса устанавливает, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является.
Ст. 153 ГК РФ устанавливает, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, сама по себе государственная регистрация права хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения за ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», произведенная на основании разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не являетсяпо своей правовой природе сделкой.
В силу положений п. п. 1, 3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Поскольку доводы истца о признании спорного имущества опровергнуты вступившим в законную силу решением суда, ФИО6 не может быть признан судом как лицо, имеющее законом интерес в признании этой сделки недействительной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 о применении последствий недействительности ничтожной сделки в праве Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» хозяйственного ведения на нежилое помещение общей площадью 339,6 кв. м. на цокольном этаже (номера на поэтажном плане 64-67, 70, 71, 73-75, 78-80, 83-89), расположенного по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес> (кадастровый номер 02:55:010159:339), оформленное свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в виде аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 02-04-01/216/2013-857 –отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 15.06.2015.