Решение по делу № 2-2098/2021 ~ М-2047/2021 от 22.06.2021

Дело № 2-2098/2021

УИД     

                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Березники      13 августа 2021 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи С.А. Мардановой,

при секретаре К.В. Плотниковой,

с участием представителя истца В.В. Головатюка, действующего по доверенности,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ..... края (межрайонного) – С.П. Радченко, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Е.В. Янченко, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Березники (межрайонному) о признании права на досрочное назначении страховой пенсии, включении в специальный страховой стаж периодов трудовой деятельности,

у с т а н о в и л :

    истец Богданов А.С. обратился в суд с иском, указывая, что ..... он подал заявление в Управление пенсионного фонда по г.Березники о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ..... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». ..... ответчиком принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Согласно решению специальный страховой стаж истца по Списку № 1 составляет 3 года 4 месяца 26 дней. При этом в данный стаж зачтена служба в армии только в количестве 1 года 8 месяцев 13 дней и не вклбючен период работы с ..... по ..... в должности мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК. Истец с данным отказом не согласен, ссылаясь на п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением совета министров СССР от ..... , п.п. «К», считает, что служба в армии должна быть включена в специальный страховой стаж без ограничений в полном объеме. Также указывает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа период работы с ..... по ....., так как занимаемая истцом должность в период его работы была включена работодателем в Перечень рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии по Списку . В последующем, в ходе проведенной специалистами УПФР проверки, 2004 году, данная должность была исключена из указанного перечня. Таким образом, пенсионный орган необоснованно применяет новые правила к ранее возникшим правоотношениям. ДО 2004 года работники, замещавшие такую же должность, выходили на пенсию с учетом включения этой работы в специальный стаж по Списку № 1. С учетом указанных периодов специальный стаж истца составил 5 лет 1 месяц 04 дня. Соответственно, истец полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии досрочно. Просит суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать УПФР в г. Березники включить в специальный страховой стаж по Списку № 1 период службы в армии с 28 октября 1981 по 23 ноября 1983 года и период работы с 01 марта 1992 по 25 июня 1993 года в должности мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК, и назначить страховую пенсию с 22 апреля 2020 года.

    В судебное заседание истец не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя, на исковых требованиях настаивает.

    Представитель истца Головатюк В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в заявлении доводам. Отмечает, что, поскольку изменения в Перечень рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии по Списку , действовавший в БТМК в период работы истца, внесены после его увольнения, только в 2004 году, а в период работы истец был вправе рассчитывать на включение данного периода в льготный стаж, требования подлежат удовлетворению.

    Представитель ответчика Радченко С.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменные возражения, в которых указала, что Управление считает отказ Богданову А.С. в назначении досрочной пенсии законным и обоснованным, поскольку истец не имеет необходимого страхового стажа, дающего право на назначение пенсии по Списку № 1 в соответствии с п.1. ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом включенных в специальный стаж периодов работы он составляет 1 год 8 месяцев 13 дней. Истцу в соответствии с п. 109 Положения от 03 августа 1972 года № 590, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28 октября 1981года по 10 июля 1983 года приравнен к работе по Списку № 1 1956года, которая предшествовала и следовала за окончанием этого периода. В остальной части период службы в армии (00 лет 04 мес. 10 дн.) не может быть включен в специальный стаж, поскольку, действует ограничение, предусмотренное предпоследним абзацем п. 109 Положения от 03 августа 1972 года № 590, а именно, приравниваемая к работе по Спискам №1 и №2 1956г., работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, т.е суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 01 января 1992 года. Период работы с 01 марта 1992 года по 25 июня 1993 года в должности мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК не может быть включен в специальный стаж, поскольку, работодатель не подтверждает льготный стаж такой работы, кроме того, в трудовой книжке истца, архивной справке не указано на каком конкретном участке работал истец. Таким образом, специальный стаж истца по Списку составляет 03 года 04 мес. 26 дней, что не дает ему права на досрочную страховую пенсию по п.1 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ.

Представитель третьего лица ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» Янченко Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части включения в специальный страховой стаж периода работы истца с ..... по ..... в должности мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК возражала, пояснила, что ранее истец обращался в суд с иском к ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» с аналогичными требованиями, в удовлетворении которых судом было отказано. Истец работал в ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в период с 29 июня 1985 года по 25 июня 1993 года, в том числе, в должности матера основного производственного участка цеха № 35 с 01 марта 1992 по 25 июня 1993 года. В 2004 году Управлением пенсионного фонда на предприятии была проведена проверки, по результатам которой были выявлены замечания, в том числе, по цеху № 35, указано на необходимость исключения из Перечня рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1, действовавшего в организации, в том числе, профессии мастера цеха № 35 ОПУ-1, о чем был составлен соответствующий акт. Согласно выписке из протокола № 8 от 26 мая 2005 года, старший мастер, мастер цеха № 35 ОПУ-1 заняты на работах, не предусмотренных Списком № 1 раздела VII «Металлургическое производство» подраздела 17 «Получение магния и титана металлургическим и химико-металлургическим способом», так как участия в непосредственном технологическом процессе производства титана» не принимают. Таким образом, спорный период работы истца мастером ОПУ-1 не может быть включен в специальный стаж.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ..... истец обратился к ответчику с заявлением в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что он имеет необходимый страховой стаж работы во вредных и опасных условиях.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Березники от ..... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

По имеющимся документам специальный стаж истца исчислен ответчиком в количестве 1 года 8 месяцев 13 дней. При этом истцу в соответствии с пунктом 109 Положения от 03 августа 1972 года № 590, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28 октября 1981 года по 10 июля 1983 года приравнен к работе по Списку №1 1956 года, которая предшествовала и следовала за окончанием периодов, учтенных ответчиком в качестве специального стажа. Всего специальный стаж истца исчислен ответчиком в количестве 3 лет 4 месяцев, 26 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по п.1. ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.

Во включении в специальный стаж работы по Списку № 1 1956 года периода работы с 01 марта 1992 по 25 июня 1993 года по профессии мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК ответчиком отказано.

Данный период работы истца подтверждается записью в трудовой книжке. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период работы истца отражен общим стажем. Согласно справке, уточняющей характер работы, выданной ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», спорный период в качестве специального страхового стажа с вредными и опасными условиями труда, дающими право на назначение пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, не указан.

Судом установлено, что в 2004 году Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Березники в ОАО «АВИСМА титано-магниевый комбинат» проведена документальная проверка, по результатам которой был составлен акт, содержащий в себе ряд замечаний.

Так, согласно утвержденному Перечню рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2 работников ОАО «АВИСМА титано-магниевый комбинат», введенному в действие на предприятии с 01 января 1992 года, правом на льготное пенсионное обеспечение обладали работники производственных участков № 2 и 3 цеха № 35, в том числе мастер, ст. мастер (Список № 1). Мастер производственного участка № 1 в данном перечне не поименован.

Согласно Перечню рабочих мест 1999 года, в данный документ включена должность старшего мастера, мастера Участка производства титана металлургическим способом согласно штатному расписанию, утвержденному 01.02.1998 года. Однако по результатам документарной проверки пенсионного органа составлена справка от 26.04.2004 года, из которой следует, что включение в Перечень профессии мастера ОПУ-1 является необоснованным, поскольку согласно должностной инструкции, технологическим регламентам, личной карточке Формы Т-2 трудовая функция мастера ОПУ-1 прямо не связана с производством титана. По результатам документарной проверки составлен акт № 1 от 08 января 2004 года, согласно которому мастер ОПУ-1 права на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 не имеет. На основании данного акта работодателем ОАО «АВИСМА титано-магниевый комбинат» должность мастера ОПУ-1 цеха № 35, которую замещал истец, из Перечня рабочих мест исключена.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Частями 2- 4 вышеуказанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление от 16 июля 2014 года № 665).

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления при определении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, в специальный стаж засчитываются периоды работы в соответствии со Списками № 1 и № 2 производств, профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 № 1173 и Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Наряду с вышеуказанными Списками применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 (далее — Правила № 516) (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665).

Согласно Списку № 1, производств, работ профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (далее - Список №1), утвержденному Постановлением № 10 от 26 января 1991 года, разделом VII, позиция 1071200А-19505, предусмотрено, что правом на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях пользуются «мастера, старшие мастера».

Вместе с тем, судом установлено, что работа по должности, которую занимал истец в период с ..... по ....., не была непосредственно связана с участием в процессе производства металла (титана), а потому не включена работодателем в Перечень работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

При этом работодатель, представляя истцу справку, уточняющую характер работы, не указывает спорный период как подлежащий учету в составе специального стажа в соответствии со Списком № 1.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для включения указанного периода работы истца в качестве мастера ОПУ -1 цеха № 35 БТМК в специальный стаж по Списку № 1 не имеется, исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

    Доводы истца о том, что при устройстве на работу по данной профессии работодателем гарантировано включение данного периода в специальный стаж работы, соответственно, он рассчитывал на последующее льготное пенсионное обеспечение, не являются безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку это являлось субъективной оценкой сторон правоотношений, основанной на неверном толковании фактических обстоятельств применительно к действующим правовым нормам.

    Разрешая требования истца о включении в специальный трудовой стаж периода службы в вооруженных силах в полном объеме, суд также не усматривает для этого оснований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ с страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно п.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей.

    Согласно пп. «а» п. 3 постановления от 16 июля 2014 года № 665 при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзацем третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления (Списки №1 и №2 от 1956г.) - применяются соответствующие положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Согласно абз.14 пункта 109 Положения, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2 от 1956 года.

Как следует из материалов дела, суммарная продолжительность работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 01 января 1992 года составляет 1 года 8 месяцев 13 дней.

Следовательно, период службы Богданова А.С. в армии обоснованно включен ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не полном объеме, а лишь в размере 1 года 8 месяцев 13 дней.

Период службы в армии с ..... по ..... (00 лет 04 мес. 10 дн.) обоснованно не включен в специальный стаж, так как это соответствует требованиям вышеизложенных правовых норм.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Богданова А.С. о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении на ответчика обязанности по включению спорных периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Богданова А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Березники (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж по Списку № 1 период службы в армии с 28 октября 1981 по 23 ноября 1983 года, период работы в должности мастера основного производственного участка цеха № 35 БТМК с 01 марта 1992 по 25 июня 1993 года, назначении страховой пенсии с 22 апреля 2020 года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме (20.08.2021).

Судья - подпись С.А. Марданова

Копия верна, судья

2-2098/2021 ~ М-2047/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Богданов Андрей Станиславович
Ответчики
УПФР в г.Березники Пермского края (межрайонное)
Другие
ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Марданова С.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
22.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее