Дело № 2-349/2019
05RS0047-01-2019-000401-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 21 июня 2019 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова Г.М., при секретаре судебного заседания Гаджиевой Г.А., с участием истца Магомедгаджиева Д.С., представителя ответчика Магомедова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедгаджиева Д.С. к ГУ-ОПФР по РД и ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о признании решения УПФР по РД в Хасавюртовском районе от 04.02.2019г. №661082/187 об отказе установлении пенсии, незаконным,
об установлении факта принадлежности Магомедгаджиеву Д.С. ДД.ММ.ГГГГ р., записи на М-гаджиева Д.С. произведенные на 167 странице лицевого счета №882 книги учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза «Махача Дахадаева»,
об установлении факта принадлежности Магомедгаджиева Д.С. ДД.ММ.ГГГГ р. справки от 03.10.2018г. №163,
и об обязани ГУ-УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить ему страховую пенсию по старости со дня его обращения, то есть с 10.12.2018 года.
установил:
Магомедгаджиев Д.С. обратился в Хасавюртовский районный суд РД с исковым заявлением к ГУ-ОПФР по РД и ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о признании решения УПФР по РД в Хасавюртовском районе от 04.02.2019г. № об отказе установлении пенсии, незаконным, об установлении факта принадлежности Магомедгаджиева Д.С. ДД.ММ.ГГГГ р., записи на М-гаджиева Д.С. произведенные на 167 странице лицевого счета №882 книги учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза «Махача Дахадаева», об установлении факта принадлежности Магомедгаджиева Д.С. ДД.ММ.ГГГГ р. справки от 03.10.2018г. №163, и об обязани ГУ-УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить ему страховую пенсию по старости со дня его обращения, то есть с 10.12.2018 года, указывая, что в связи с достижением пенсионного возраста 10 декабря 2018 года им были представлены в пенсионный отдел по Хасавюртовскому району все необходимые для назначения пенсии документы. Однако, только 21 марта 2019г. по истечении 3-х месяцев, с нарушением требовании пенсионного законодательства им было получено решение от 04.02.2019 г. об отказе в установлении пенсии.
Согласно п.9 ст. 22 ФЗ №400 о страховых пенсиях в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Причиной отказа пенсионный орган указал отсутствие требуемого 9 лет страхового стажа. Исходя из представленных им документов Пенсионным фондом по Хасавюртовскому району учтено только 7 лет 8мес. и 7дней страхового стажа.
Периоды работы указанные в трудовой книжке и справке от 03.10.2018г. №163, работниками пенсионного фонда не были учтены.
Пенсионным органом не зачтен в стаж период его работы в колхозе «Махача Дахадаева» с 01.07.1983 по 01.07.1997 год., так как, при проверке книг учета трудового стажа и заработка колхозника обнаружены несоответствия документу, удостоверяющему личность, т.е. отчество «Саидбекович» дописано и фамилия «М- гаджиев», год рождения 1958 год (дата рождения 18.12. - дописано). Проходит по лицевому счету 882 №167.
Действительно он поступил на работу в колхоз «Махача Дахадаева» в январе 1983 года и являлся членом колхоза до 1999 года. В дальнейшем, он работал по разным местам, занимался подработкой на строительстве и отделочных работах у частных лиц.
Факт его работы в данном колхозе в указанные выше периоды подтверждает его трудовая книжка, в котором имеются записи о приеме и увольнении с колхоза «Махача Дахадаева».
То, что работодатель не полностью указал его фамилию и позже дописал отчество, в этом его вины нет. В его обязанности входило исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, а заполнением бухгалтерских документов занимались другие люди. Он действительно в этом колхозе работал, и никто под именем Джаватхан даже с другой фамилией в колхозе «Махач Дахадаева» не работал. Не только в колхозе, даже в селении под именем Джаватхан у них никого не было, указанные факты могут подтвердить и свидетели.
В судебном заседании истец свои требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объем.
Представитель Управления ОПФР по Республике Дагестан Магомедов Р.М. исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении иска, так как у Магомедгаджиева отсутствием необходимый 9 лет страхового стаже, по этой причине отказ был дан на законных основаниях.
В судебном заседании свидетель Хизриев Д.Х. показал, что он был принят в члены колхоза им. М. Дахадаева, 10 января 1960 года, о чем у него в трудовой книжке колхозника РОС №0738633 произведена соответствующая запись, с 1976 года он являлся председателем колхоза, а с 1983 вместе с ним истец Магомедгаджиев Д.С. также осуществлял трудовую деятельность в колхозе им. М. Дахадаева. В 2015 году колхоз преобразован в СПК «М. Дахадаева». Он также подтвердил, что собственноручно произвел дописанные записи в трудовой книжке истца и фамилия «М-Гаджиев», согласно дописанному является фамилия «Магомедгаджиев».
В судебном заседании свидетель Албулатов С.Х. показал, что он 06.01.1984 года был принят в члены колхоза им. М- Дахадаева, о чем у него имеется соответствующая отметка в трудовой книжке, в колхозе он был разнорабочим и водителем, с истец является его односельчанином и они вместе работали в колхозе им. М-Дахадаева, получали заработную плату.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2018 году составляет не ниже девяти лет (ч. 1 ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ).
Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости на 2018 год составляет 13,8.
В соответствии со ст. 4 Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Статьей 66 ТК РФ закреплено, что трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» предусмотрено, что основным документом, подтверждающим период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 35 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в пункте 36 настоящих Правил).
Частью 3 статьи 14 Закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования » могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно решению ГУ ОПФР по РД в Хасавюртовском районе от 04.02.2019 года отказано в установлении пенсии Магомедгаджиеву Д.С., ввиду отсутствия требуемого 9 лет страхового стажа с учетом переходных положений, а также имеются несоответствия документа, удостоверяющему личность, т.е. отчество дописано и фамилия «М-Гаджиев».
Согласно справке выданной председателем СПК имени «М. Дахадаева» Хизриевым Д.Х. за №172 от 17.06.2019 года, решением общего собрания колхозников колхоза М-Дахадаева от 29 мая 2015 г. протокол №1, колхоз М-Дахадаева преобразован в СПК «М. Дахадаева».
В материалах дела истцом представлен паспорт серия № № от ДД.ММ.ГГГГ, гражданина РФ Магомедгаджиева Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно трудовой книжке РОС № от ДД.ММ.ГГГГ, фамилия указано «М-гаджиев », однако согласно дописанной записи, произведенный председателем колхоза Хизриевым Д.Х., фамилия в трудовой книжке- «Магомедгаджиев», данные дописанные записи также заверены подписью и печатью председателя колхоза и у суда не имеются оснований не доверять подлинности этих отметок, его персональные данные произведены в основании паспорта Магомедгаджиева Д.С. серия № №.
Согласно этой же трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ Магомедгаджиев Д.С. был принят в члены колхоза им. «М-Дахадаева». 10.11.1998 являлся членом колхоза им. «М-Дахадаева» не работающим в связи с отсутствием работы.
Согласно трудовой книжке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Магомедгаджиев Д.С. дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, имеется запись директора МКОУ «Ичичалинской СОШ» Идрисовой Х.С., в котором дата рождения Магомедгаджиева Д.С., а также его персональные данные произведены в основании его паспорта серия № №.
Согласно справке № от 03.10.2018 года Магомедгаджиев Д.С. имеет данные по трудоучастию в колхозе им. «М. Дахадаева», с 1983 г. по 1997 г., также истцом представлена копия из книги учета труда и заработной платы.
Согласно справке №388 от 10.04.2019 г. выданной Администрацией «село Цияб Ичичали» Хасавюртовского района РД в том, что Магомедгаджиев Д.С., 1958 г.р., действительно является ФИО2 1958 г.р., другое лицо под такими же инициалами на территории МО «село Цияб-Ичичали» ранее не проживал и не проживает в настоящее время, также согласно справке о составе семьи, Магомедгаджиев Д.С. проживает в с. Цияб Ичичали.
В подтверждение факта работы истца в спорный период были допрошены свидетели подтвердившие стаж работы истца в спорный период на, которые в спорный период также работали на данном колхозе, у которых имеются записи в трудовых книжках, заверенные печатью. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда нет, так как они люди посторонние, в исходе дела не заинтересованные, в то же время хорошо знают истца по совместной работе в указанные годы, их показания аналогичны, последовательны, подтверждаются исследованными письменными материалами дела. Записи в трудовой книжке заявителя подтверждают его работу в колхозе «М-Дахадаева», в трудовых книжках свидетелей также имеются отметки об осуществлении ими трудовой деятельности в колхозе «М. Дахадаева» и они подтверждают, и соответственно и принадлежность истцу трудовой книжки выданного истцу 21.03.1983 г. за <данные изъяты> №.
Оценивая показания свидетелей, суд приходит к выводу, что они отвечают требованиям процессуального законодательства о допустимости и достоверности и могут быть приняты судом при разрешении спорных правоотношений, так как подтверждаются и письменными доказательствами
Ненадлежащее выполнение работодателем обязанности по ведению трудовой книжки не должно отражаться на пенсионном обеспечении работника, в настоящее время решением общего собрания колхозников колхоза М-Дахадаева от 29 мая 2015 г. протокол №1, колхоз М-Дахадаева преобразован в СПК «М. Дахадаева».
В связи с чем, суд, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу о необходимости удовлетворить требования истца частично.
Обратное свидетельствовало бы о том, что граждане, надлежащим образом выполнявшие работу по трудовому договору и в силу закона признанные застрахованными лицами, в результате ошибок работодателя лишаются возможности получения предусмотренного законом пенсионного обеспечения. Тем самым нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, подтверждено сторонами и материалами дела, заявление от истца о назначении пенсии в пенсионный орган подано 10.12.2018 года, а истец достиг пенсионного возраста 60 лет 18.12.2018 года, с которого возникает право на указанную пенсию и потому пенсию ему подлежит назначить с 18 декабря 2018 года, а не с 10.12.2018 г., поэтому его исковые требования в части обязании ГУ-УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить ему страховую пенсию по старости со дня его обращения, то есть с 10.12.2018 года подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Магомедгаджиева Д.С. к ГУ-ОПФР по РД и ОПФР по РД в Хасавюртовском районе удовлетворить частично.
Признать решение УПФР по РД в Хасавюртовском районе от 04.02.2019г. №661082/187 об отказе установлении пенсии, незаконным,
Установить факт принадлежности Магомедгаджиева Д.С. ДД.ММ.ГГГГ р., записи на ФИО25М-гаджиева Д.С. произведенные на 167 странице лицевого счета №882 книги учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза «Махача Дахадаева».
Установить факт принадлежности Магомедгаджиева Д.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. справки СПК им. «М. Дахадаева» от 03.10.2018г. №163.
Обязать ГУ-УОПФР по РД в Хасавюртовском районе назначить Магомедгаджиеву Д.С. страховую пенсию по старости с момента его достижения 60 лет, то есть с 18.12.2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Магомедов