Решение по делу № 2-1709/2012 ~ М-688/2012 от 13.02.2012

дело № 2- 1709 /2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2012 года                   город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Шишкиной Н.А.,

с участием представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа- Сулейманова А.Р., по доверенности № 1\3965-13 от 07.12.2009 года, сроком на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Уфы Российской Федерации в интересах Хайруллиной Э.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Уфы, действующий в интересах Хайруллиной Э.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

В судебное заседание Прокурор Ленинского района не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.

Истец Хайруллина Э.А., Представитель Правительства РБ, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Сулейманов А.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, при этом показал, что права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди регламентируются федеральным законом №159 от 21 декабря 1996 года. Дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы субъекта РФ. Администрация городского округа город Уфа не входит в систему органов государственной власти. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот регламентирован постановлением Правительства РБ №200 от 2007 года. В связи с чем, просила исключить Администрацию ГО г. Уфа из числа ответчиков по данному делу.

Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав сторону, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании Хайруллина Э.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании постановления главы администрации Калининского района г. Уфы № 1397 от 25.07.1995г. была устроена в детский дом, как ребенок, оставшейся без попечения родителей.

С 01.09.2004года по 30 июня 2007года Хайруллина Э.А. обучалась в ГОУ НПО Профессиональном лицее № 38 г. Уфы по профессии портной.

Хайруллина Э.А. имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей - Хайруллина Д.Э., 2006 года рождения, и Хайруллин Д.З., 2011года рождения.

Из свидетельства № 8915 о регистрации по месту жительства Хайруллина Э.А. зарегистрирована в общежитии по адресу: г. Уфа, ул. Лесотехникума, д. 98, кв. 312 вместе со своими детьми без заключения договора найма специализированного жилого помещения и без права проживания.

Согласно справке №116 от 06 июня 2007 года Хайруллина Э.А. воспитывалась в Государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Петровский детский дом» с августа 1995 года по сентябрь 2004 года.

Согласно справке №73 от 06 февраля 2008 года Хайруллина Э.А. обучалась в ГОУ НПО Профессиональном лицее №38 г.Уфы с 01 сентября 2004 года по 30 июня 2007 года.

Решением федерального суда по Калининскому району г.Уфы РБ от 26.12.2005 года Хайруллин А.Г,, Файзуллина Л.В. лишены родительских прав.

Таким образом, суд считает, что Хайруллина Э.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Как следует из Распоряжения Главы Администрации № 103 от 14.09.2009 года, Хайруллина Э.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.

Однако до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением, в связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков как Правительство Республики Башкортостан, так и администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Хайруллиной Э.А. жилое помещение по договору найма вне очереди.

Суд считает, обязанность обеспечения Хайруллиной Э.А. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с наделением ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;…

2. Установить, что:

- финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

- перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

- распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

- сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

- ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;

- вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;

- обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

- списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

- заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;

- документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…

Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Хайруллиной Э.А для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.

Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Анализ и оценка представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Хайруллина Э.А., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательном учреждении, имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Администрацией ГО округа г. Уфа в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м..

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования прокурора Ленинского района г.Уфы в интересах Хайруллиной Э.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предъявленные к Адимнистрации ГО. г. Уфа.В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, поскольку, истец не представил доказательства нарушения прав со стороны Правительства Республики Башкортостан, которое не является по настоящему делу надлежащим ответчиком. Кроме того, в судебном заседании прокурор не поддержал иск к указанному ответчику - Правительству Республики Башкортостан.

Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Уфы Российской Федерации, действующего в интересах Хайруллиной Э.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Хайруллиной Э.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, на каждого члена семьи.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья         А.Ю. Сунгатуллин

2-1709/2012 ~ М-688/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Уфы в инт.Хайруллиной Э.А.
Ответчики
Администрация ГО г.Уфы
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Сунгатуллин Аллен Юрикович
Дело на странице суда
oktiabrsky--bkr.sudrf.ru
13.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2012Передача материалов судье
17.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2012Судебное заседание
13.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее