Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-225/2019 ~ М-183/2019 от 12.04.2019

Дело № 2-225/2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года                                г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Романовой Ю.С.,

с участием истца Петроченкова Д.П.,

представителя ответчика Заховаева А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петроченкова Д.П. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Петроченков Д.П. обратился в суд с заявлением к АМО «Беломорский муниципальный район» (далее, в том числе АМО) по тем основаниям, что его родители умерли. До смерти родителей он проживал по адресу: .... После смерти родителей данное жилое помещение было закреплено за ним, но по истечению лет дом стал ветхим и непригодным для проживания, а также документы на дом были утеряны. После выпуска из интерната он уехал жить в пгт. Лоухи, где проживал в гражданском браке, зарегистрирован по месту жительства сожительницы. В 2012 году он обратился в АМО пгт.Лоухи по поводу предоставления ему жилья для детей-сирот. Администрацией был сделан запрос в АМО «Беломорский муниципальный район», на что пришел ответ о том, что он не поставлен на очередь для предоставления жилого помещения. По истечению времени, проведенного в интернате, и до достижения возраста 23 лет органы опеки и попечительства не информировали его, что именно ему необходимо подавать документы и заявление о постановке на очередь для получения жилья. 14.12.2017 он обращался в прокуратуру, его заявление было перенаправлено в администрацию, на что снова пришел отказ. В данный момент он проживает в общежитии. Просит обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец Петроченков Д.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что дом, который был закреплен за ним после гибели родителей, непригоден для проживания, в доме обвалилась кровля, длительное время никто в доме не проживал. Ему не было известно о том, что он должен был обратиться в АМО с заявлением о предоставлении ему жилья, как сироте, в связи с чем он в очередь на получение жилья не поставлен.

Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Заховаев А.Ю. в судебном заседании с исковыми требования не согласился, указав, что за истцом на время нахождения под попечительством было закреплено жилое помещение, которое было пригодно для проживания. До достижения возраста 23 лет истец в АМО с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не обращался, самостоятельно снялся с регистрации по месту своего проживания, тем самым ухудшив свои жилищные условия. В настоящее время Петроченков Д.П. в список детей-сирот не включен, в связи с чем в иске просят отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела: родителями Петроченкова Д.П., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, уроженца ... Республики Карелия являются: отец – П.П.И., мать – П.О.А. <данные изъяты>

Родители Петроченкова Д.П. умерли, что подтверждается копиями свидетельств о смерти ХХ.ХХ.ХХ записями актов о смерти ХХ.ХХ.ХХ.

Распоряжением Главы самоуправления Беломорского района Республики Карелия № 626 от 25.11.2008, над несовершеннолетними Петроченковым Д.П., П.Ю.П. установлена опека. Опекуном назначена Н., проживающая по адресу: .... За несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: ..., общей площадью 38 кв.м.

28.06.2010 на основании обследования жилого помещения по адресу: ... составлен акт сохранности данного жилого помещения, установлено, что жилое помещение пригодно для проживания.

Как следует из сведений о регистрации, предоставленных ООО «ЭКО», от 25.04.2019 в квартире, по адресу: ..., зарегистрированы Петроченков Д.П., Л.Т.В., Л.Н.М., Т.И.В.

Петроченков Д.П. имеет временную регистрацию по адресу: ... с 02.07.2018 по 29.06.2020, что подтверждается сведениями о регистрации, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району, копией формы 1П.

Петроченков Д.П. объектов недвижимого имущества не имеет, в приватизации жилых помещений участия не принимал, что подтверждается сообщением УФРС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, ГУП РК РГЦ «Недвижимость».

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, определен ст. 3.1 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя".

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 3.1 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. Список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (далее в настоящей статье - список), формируется и ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - уполномоченный орган), в государственной информационной системе уполномоченного органа. Список ведется в разрезе муниципальных районов и городских округов. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по месту жительства. Перечень сведений, включаемых в список, устанавливается Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года N 1537-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия" органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. В соответствии с законодательством Российской Федерации в список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно. Орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его, проверяет полноту и достоверность указанных в заявлении сведений, направляет в уполномоченный орган заявление и представление о включении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список (далее в настоящей статье - представление).

Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Карелия № 921-ЗРК, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3.1 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Петроченков Д.П. на момент рассмотрения данного дела достиг возраста 26 лет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он не обращался, решений о признании жилого помещения, в котором на настоящий момент зарегистрирован истец, непригодным для проживания не принималось. Кроме того, в судебном заседании истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что с указанным заявлением он не смог обратиться своевременно, то есть в возрасте до 23 лет, по уважительным причинам.

Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Петроченков Д.П. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что истец не лишен возможности обратиться с исковым заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при наличии уважительных причин не постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилья.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Петроченкову Д.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                        С.В. Полузерова

Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2019 года.

2-225/2019 ~ М-183/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петроченков Денис Павлович
Ответчики
АМО "Беломорский муниципалный район"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Полузерова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
12.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2019Судебное заседание
08.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2019Дело оформлено
07.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее