Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6333/2015 ~ М-5754/2015 от 03.07.2015

Дело № 2-6333/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С КО Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 августа 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.

при секретаре Шмуйло Я.М.

с участием представителя истца Петрова Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.; представителя ответчика Томилова В.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоркашева Б. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Истец Хоркашев Б.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, общий стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что он ответчиком было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на недостаточность стажа работы в местностях, приравненных к Районам Крайнего Севера. При этом ответчиком при решении вопроса в страховой стаж, общий стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены спорные периоды работы. Истец считает действия пенсионного органа незаконными, ущемляющими его право на пенсионное обеспечение, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он имел статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина, работал в <данные изъяты>, и работодатель страховые взносы в Пенсионный фонд не начислял, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. Однако истец считает, что неуплата страховых взносов работодателем в оспариваемый период не может служить основанием для лишения его права на пенсионное обеспечение, гарантированное государством; не включение спорного периода в стаж работы ставит его в неравное положение по отношению к другим работникам.

Истец Хоркашев Б.А. в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал, изменив требование в части даты назначения пенсии, просил обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указывая на то, что спорные периоды не подлежат включению в стаж, поскольку истец в спорные периоды являлся лицом, временно пребывающим на территории Российской Федерации.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Закона (для мужчин – 60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Аналогичная правовая норма действовала до 01.01.2015 г. (п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).

Согласно п.1 ст.14 Закона стаж до регистрации застрахованного лица в органах Пенсионного Фонда подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 2 ст.14 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.

Из представленных документов следует, что истец Хоркашев Б.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган за назначением досрочно трудовой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера.

При этом, пенсионным органом при решении вопроса о досрочном назначении пенсии, не были включены в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., т.к. отсутствуют индивидуальные сведения о стаже и заработке; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в указанный период истец имел статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина.

Из представленных доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в <данные изъяты>; до ДД.ММ.ГГГГ истец не имел разрешения на временное проживание или вида на жительство; гражданство Российской Федерации получил ДД.ММ.ГГГГ г.

На момент возникновения указанных правоотношений сторон государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) (далее – Закон о страховании), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона о страховании страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 Закона о страховании страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 1 статьи 7 Закона о страховании в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г. было установлено, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. С 01 января 2005 г. вступили изменения, внесенные в п.1 ст.7 Закона о страховании, которыми было предусмотрено, что застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, действовавшие в период работы истца у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а следовательно, и в отношении граждан Республики Таджикистан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 г. регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.

Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.

С 25 июля 2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Учитывая вышеизложенное, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 1999 по 2004 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

Поскольку истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом, то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Имеющейся в материалах дела выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждено, что работодатель не предоставлял в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения персонифицированного учета и не перечислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истца за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает, что истцом в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, являясь иностранным гражданином, постоянно или временно проживал на территории Российской Федерации.

Суд считает, что в данном конкретном случае наличие трудовых отношений не свидетельствует о постоянном или временном проживании на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не подлежит удовлетворению.

Истцом также ставится вопрос о включении в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

При разрешении данного требования суд исходит из следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства истец осуществлял трудовую деятельность в <данные изъяты> (место нахождения: <адрес>), и работодатель в указанный период производил начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. N 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.» для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18, а также распоряжению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. Пунктом 5 этих Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждается представленными доказательствами (трудовая книжка, карточка формы Т-2, выписка из лицевого счета), что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность на основании трудового договора на территории Республики Карелия Российской Федерации (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), и работодатель производил уплату страховых взносов.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что указанные периоды подлежат включению в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, истец не имел достаточного стража работы в районах Крайнего Севера, а поэтому оснований для возложения на ответчика обязанностей по назначению досрочно пенсии, не имеется

В соответствии со ст.88,98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Хоркашева Б. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия включить Хоркашеву Б. А. в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., в остальной части иска отказать.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия в пользу Хоркашева Б. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.Б.Емельянова

2-6333/2015 ~ М-5754/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хоркашев Базарбой Алиевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Прионежском районе РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Емельянова Е.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2015Судебное заседание
10.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2015Дело оформлено
01.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее