Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-43/2015 от 11.08.2015

Дело № 12-43/2015

РЕШЕНИЕ

01 октября 2015 года село Шебалино

Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Зацаринного В.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору – главного специалиста территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай Чинина М.А. от <данные изъяты>, по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ (далее - Постановление),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ИП Зацаринный В.С. признан виновным в совершении административных правонарушения, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе ИП Зацаринный В.С. просит восстановить срок для подачи жалобы, отменить Постановление в связи с незаконностью, поскольку вмененные ему нарушения требований пожарной безопасности не относятся к АЗС контейнерного типа по <адрес> в <адрес>.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как усматривается из материалов дела копия Постановления получена Зацаринным В.С. 11.06.2015.

В силу ч.3 ст. 4.8 КоАП РФ если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

ИП Зацаринный 22.06.2015 (понедельник), то есть в установленный законом 10-суточный срок, направил заявление об оспаривании Постановления в Арбитражный суд Республики Алтай.

Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 03.08.2015 производство по данному заявлению ИП Зацаринного В.С. прекращено в связи с неподсудностью арбитражному суду.

04.08.2015 ИП Зацаринный В.С. направил настоящую жалобу на Постановление.

Учитывая изложенное, в целях реализации права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, полагаю необходимым восстановить срок на подачу жалобы.

Согласно статья 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч.2). Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч.3). Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч.4).

В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно протоколам об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в период с 16 часов 40 минут по 17 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения планового мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, расположенных по <адрес> в <адрес> Республики Алтай, ИП Зацаринный В.С. нарушил требования Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 и других нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности.

В нарушение п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, СП 156.13130.2014 от 05.05.2014 пунктов:

1) 7.46 трубопровод резервуаров для хранения топлива, расположенных полностью выше площадки для АЦ, не оснащены обратными клапанами, препятствующими обратному току жидкости при обесточивании технологической системы;

2) 6.27 не организовано одностороннее движение транспортных средств по территории АЗС, не определены въезд на территорию АЗС и выезд с нее;

3) 6.21 на въезде и выезде с территории АЗС, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

4) 6.22 емкость-накопитель для атмосферных осадков и разлитых нефтепродуктов, отведенных от топливо-раздаточных колонок, не оснащена датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов не обеспечивает осуществление этой операции закрытым способом;

5) 7.18 резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;

6) 7.24 наполнение резервуаров топливом из АЦ осуществляется через трубопровод налива, проложенный не подземно, и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;

7) 7.25 между устройством для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива отсутствует запорная арматура;

8) Б.4 резервуары контейнера хранения топлива не оборудованы емкостью для сбора аварийного пролива топлива, вместимостью не менее вместимости наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива;

9) 7.3 минимальные расстояния между зданием АЗС и площадкой для залива топлива (площадка АЗС) менее 9 м.(7 м.);

10) 7.36 технологическая система наполнения резервуаров не оснащена ручными выключателями электропитания этого оборудования (насоса), располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ;

11) 7.4 фундамент для контейнеров хранения топлива не исключает скопление топлива под резервуарами.

Деяние ИП Зацаринного В.С. квалифицировано по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ (протокол ).

В нарушение п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ,:

1) пункта 6.37 СП 156.13130.2014 от 05.05.2014 отсутствует наружное пожаротушение АЗС, осуществляемое не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС и иметь объем не менее 100 куб.м.;

2) пункта 481, приложений 5, 6 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 на территории АЗС не оборудован пожарный щит;

3) пункта 455 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции;

4) пункта 457 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 заправочный островок не оснащен 1 воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковым огнетушителем (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма), либо 2 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый), либо 1 воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания, либо одним покрывалом для изоляции очага возгорания и 1 порошковым огнетушителем (вместимостью 5 литров).

Площадка для автоцистерны не оснащена 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 1 покрывалом для изоляции очага возгорания.

Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.

Деяние ИП Зацаринного В.С. квалифицировано по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ (протокол ).

В нарушение п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 6.18 СП 156.13130.2014 от 05.05.2014 при размещении выхода из здания АЗС, расположенного на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ и резервуаров (сосудов) для хранения топлива, не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый в противоположную от них сторону. Деяние ИП Зацаринного В.С. квалифицировано по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ (протокол ).

Полагаю, что довод жалобы о том, что в силу закона (режим собственности) и договора аренды с собственником ответственность за противопожарное состояние АЗС несет его собственник, не исключает ответственность арендатора ИП Зацаринного В.С.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно положениям статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила "О противопожарном режиме", которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 передал, а ИП Зацаринный В.С. принял во временное владение и пользование комплекс АЗС, площадью 33.5 кв.м. (здание операторной), находящегося на земельном участке площадью 1474 кв.м. по <адрес> Республики Алтай, принадлежащие первому на праве собственности. Арендатор перед подписанием договора произвел обследование имущества, претензий к арендодателю не имеет, обязуется использовать переданное ему имущество по назначению. Арендатору запрещено без письменного согласия арендодателя проводить капитальный ремонт помещения, перепланировку, демонтаж и монтаж стен, окон, оконных проемов, пола потолка, дверей, дверных проемов, тамбура, электрооборудования, канализации, системы отопления, сигнализации.

При этом при получении имущества в аренду ИП Зацаринный В.С. должен был удостовериться в его соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности. Эксплуатация имущества без устранения указанных нарушений свидетельствует о нарушении арендатором требований пожарной безопасности.

Доказательства своевременности принятия ИП Зацаринным В.С. всех зависящих от него необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности и обращения его к собственнику арендуемого помещения за согласием на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в материалах дела не имеется.

В случае неисполнения арендодателем обязанностей по проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности арендатор вправе требовать возмещения понесенных им расходов на самостоятельное выполнение соответствующих работ.

ИП Зацаринный В.С., являясь арендатором спорного помещения и лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет ответственность за соблюдение норм и требований пожарной безопасности.

Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению ИП Зацаринным В.С. при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, требований пожарной безопасности, не представлено.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 20.08.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в деянии ИП Зацаринного В.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ, не свидетельствует об обратном, поскольку законодательство об административных правонарушениях не предусматривает преюдиции.

По результатам рассмотрения вышеуказанных 3 протоколов по делу об административном правонарушении вынесено обжалуемое Постановление, которым ИП Зацаринный В.С. признан виновным в нарушении всех выявленных требований пожарной безопасности и в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч.1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч.2).

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Вместе с тем, в представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствует определение об объединении материалов по протоколам об административных правонарушениях в одно производство, а также в Постановлении отсутствует указание на назначения наказания в соответствии ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Кроме того, согласно заключению государственной экологической экспертизы от 25.02.1998 размещение автозаправочной станции контейнерного типа ЧП Власенко в придорожной полосе в границах <адрес> не окажет существенного негативного воздействия на состояние окружающей среды с условием выполнения предложенного комплекса природоохранных мероприятий.

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. СП 156.13130.2014", утверждены и введены в действие с 01.07.2014
приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221. Данный свода правил применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией (п.1.2) и обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Пункт 14 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п.3.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Часть 2 ст.257 НК РФ определяет, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

В силу п.3.5 вышеуказанной Методики техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Подп. 3 п.47 Административного регламента МЧС РФ исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, в частности, устанавливает, что юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является поступление в орган ГПН сведений от граждан, организаций о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

Заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Специализированная фирма «РосЭксперт» ФИО5 (далее – Заключение специалиста) по результатам осмотра АЗС контейнерного типа по <адрес> в <адрес> Республики Алтай установлено, что с 1997-1998 г.г. на АЗС не проводились реконструкция и техническое перевооружение.

Оснований не доверять Заключению специалиста, которым дана подписка о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных ст.25.8 КоАП РФ, и предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений по ст.17.9 КоАП РФ, не нахожу.

Как обоснованно указано в Заключении специалиста в соответствии с действовавшими на момент строительства и ввода в эксплуатацию здания АЗС контейнерного типа в <адрес> (паспорт от ДД.ММ.ГГГГ) нормами пожарной безопасности «Автозаправочные станции контейнерного (блочного) исполнения. Противопожарные требования. НПБ 102-95», утвержденными Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору и введенным в действие приказом ГУГПС МВД России от 31 января 1995 г. N 5, в частности, не предусматривались требования, указанные в пунктах 7.46, 6.22, 7.24, 7.25, 7.3, 7.36, 7.4 СП 156.13130.2014.

В связи с существенным нарушением процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно о и объективно рассмотреть дело, Постановление подлежит отмене, а с учетом того, что срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение со стадии подготовки дела к рассмотрению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу индивидуального предпринимателя Зацаринного В.С. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Шебалинского и Онгудайского районов по пожарному надзору – главного специалиста территориального отдела надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай Чинина М.А. от ДД.ММ.ГГГГ , по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Зацаринного Василия Семеновича, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в территориальный отдел надзорной деятельности по Шебалинскому и Онгудайскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Алтай со стадии подготовки дела к рассмотрению.

Судья Э.Д. Унутов

12-43/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Зацаринный Василий Семенович
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Статьи

ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
13.08.2015Материалы переданы в производство судье
13.08.2015Истребованы материалы
20.08.2015Поступили истребованные материалы
16.09.2015Судебное заседание
01.10.2015Судебное заседание
09.10.2015Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2015Вступило в законную силу
22.10.2015Дело оформлено
18.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее