дело № 2-507/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Назарчук А.В.,
при секретаре Лапиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Платонова ФИО3 к администрации Сковородинского района о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления для постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обязании постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Платонов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленного требования указал, что он проживает в пгт.<адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Тамбовского района № от ДД.ММ.ГГГГ ему был назначен попечитель в лице гражданки ФИО6 Постановлением главы Лазаревского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ за ним было незаконно закреплено жилое помещение, находящееся по адресу <адрес>. Данное жилое помещение, согласно справке Козьмодемьяновского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ не являлось муниципальной собственностью и соответственно, не могло быть закреплено за ним, так как оно принадлежало на праве собственности гр.ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. До 2010 года он обучался в ДальГАУ. После выпуска из образовательного учреждения он остался проживать и работать в пгт.<адрес>. Так как за ним было формально закреплено жилое помещение, владельцем которого является ФИО1, он предполагал, что имеет право на данное жилое помещение. Однако, из-за неправомерных действий (незаконному закреплению жилого помещения) Администрации Лазаревского сельсовета, он остался без права получения жилого помещения. Данное вынесенное постановление о закреплении за ним жилого помещения ввело его в заблуждение. Он предполагал, что уже имеет право на жилье, и поэтому им не были предприняты меры по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до исполнения ему 23 лет. В силу того, что ни его опекун, ни уполномоченные государственные органы не предприняли меры по отмене постановления о закреплении жилого помещения и не сообщили ему, что данное закрепление незаконно, он лишился своего права на однократное предоставление жилого помещения согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.
Просит суд:
1.Восстановить пропущенный срок на подачу заявления для постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
2.Обязать администрацию Сковородинского района Амурской области поставить его - Платонова С.В. на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Платонов С.В. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Ответчик – администрация Сковородинского района, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, своего представителя в суд не представила, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Из правовой позиции, изложенной ответчиком в отзыве следует, что администрация Сковородинского района не согласна с предъявленным иском в связи с тем, что в исковом заявлении указано, что за Платоновым С.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. Факт незаконности данного постановления оспорен не был. Также, доказательств обращения того, что Платонов С.В. ранее обращался в соответствующие органы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, а также того, что он не обращался с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине, либо что ему незаконно было отказано в постановке на такой учет, либо ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав в то время, когда Платонов С.В. был несовершеннолетним, его попечителем, органом опеки и попечительства, образовательных учреждений, в которых обучался истец, суду не представлены. Соответственно, уважительных причин для восстановления срока постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется. Учитывая изложенное, администрация Сковородинского района просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство социальной защиты населения, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило суд рассмотреть дело в отсутствие Министерства.
Из правовой позиции, изложенной третьи лицом в отзыве следует, что истец до достижения 23 лет не был постановлен на учет нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, поскольку за ним было закреплено жилое помещение, а также не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент обращения с исковым заявлением достиг возраста 27 лет, соответственно, не относится к числу лиц вышеуказанной категории, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Доводы заявления о том, что за истцом незаконно закреплено жилое помещение, не могут быть приняты во внимание, поскольку постановление о закреплении жилого помещения за Платоновым С.В. никем не оспорено, и не отменено. Ссылка истца на то, что срок на подачу заявления о постановке его на учет пропущен по уважительной причине, а именно по причине незаконного закрепления за ним жилого помещения, не свидетельствует о наличии объективных препятствий в получении необходимых консультаций и разъяснений по данному вопросу и своевременной реализации своих прав. В суд истец обратился только в 2018 году, т.е. после утраты им статуса лица из числа детей сирот. При этом доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца или его законного представителя в компетентный орган по решению указанного вопроса до достижения 23 лег, не представлено. Кроме того, поскольку действующий Федеральный закон № 159-ФЗ не предусматривает восстановление срока постановки на регистрационный учет, то указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста. На основании вышеизложенного, министерство просит суд отказать в удовлетворении заявленных к министерству исковых требований в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - администрация Тамбовского района, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Министерство финансов Амурской области, управление образования администрации Сковородинского района, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направило, причинах неявки не сообщили.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Во исполнение указанных государственных обязанностей в соответствии с п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
На основании абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз. 2 - 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 ч. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 3 ст. 8 данного закона).
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 41 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исходя из данных норм, а также учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции РФ и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Данные выводы также содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, согласно абз. 23 которого суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Судом установлено, что Платонов С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что его родители умерли(мать - ФИО7 умерла- ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО8 умер- ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением главы администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Платоновым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство. Попечителем назначена ФИО2(сестра ФИО3) проживающая в <адрес>.
Постановлением главы Лазаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним Платоновым С.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> продан ФИО1
Из справки Козьмодемьяновского сельсовета Тамбовского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Платонов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с ним были зарегистрированы: ФИО2- сестра, ФИО9-муж сестры, ФИО10- племянник, ФИО11-племянник, ФИО12-племянник, ФИО13-сестра, ФИО14-племянник, ФИО15-племянник.
Из информации главы Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной по запросу суда следует, что согласно информационному сообщению администрации Козьмодемьяновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за Платоновым С.В. на основании постановления администрации Лазаревского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не относится к муниципальной собственности Козьмодемьяновского сельсовета. В связи с упразднением Лазаревского сельсовета его функции выполняет администрация Козьмодемьяновского сельсовета.
Из информации начальника Управления образования администрации Сковородинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной по запросу суда следует, что Платонов С.В. в органы в органы опеки и попечительства Сковородинского района с заявлением о нарушении жилищных прав, предусмотренных законодательств РФ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. В настоящее время Платонов С.В. не состоит на регистрационном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма на территории Сковородинского района.
Из информации главы Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной по запросу суда следует, что Платонов С.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы опеки и попечительства отдела образования администрации Тамбовского района, в межведомственную комиссию при администрации Тамбовского района по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не обращался.
Судом установлено, что Платонов С.В. проживает пгт.<адрес>. Зарегистрирован по адресу: пгт.<адрес>, фактически проживает по адресу: пгт.<адрес>.
Платонов С.В. состоит в браке с ФИО16
Согласно сведений, предоставленных ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области» 23.10.2018 и 26.11.2018 в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимости у ФИО16. За Платоновым С.В. зарегистрировано право собственности на нежилое помещение- гараж, номер государственной регистрации 28:24:010344:29-28/010/2017-1, расположенный по адресу: пгт.<адрес>.
В настоящий момент жильем Платонов С.В. не обеспечен.
Суд соглашается с доводами истца о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> постановлением главы Лазаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № было закреплено за ним формально.
Вышеназванное постановление ввело истца в заблуждение.
Истец предполагал, что уже имеет право жилье, и поэтому им не были предприняты меры по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до исполнения ему 23 лет.
В силу чего ни его опекун, ни уполномоченные государственные органы не предприняли меры по отмене постановления о закреплении жилого помещения и не сообщили истцу, что данное закрепление незаконно, он лишился своего права на однократное предоставление жилого помещения согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.
Учитывая, что Платонов С.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, орган местного самоуправления, в лице администрации Сковородинского района обязан принять Платонова С.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Платонова ФИО3 - удовлетворить.
Восстановить Платонову ФИО3 срок на подачу заявления для постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей,
Обязать администрацию Сковородинского района Амурской области поставить Платонова ФИО3 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 декабря 2018 года.
Председательствующий А.В.Назарчук