Дело № 2-557/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Ращектаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 08 июля 2015г. дело по иску прокурора Княжпогостского района к индивидуальному предпринимателю Дятлову С.А. о взыскании субсидии,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Дятлову С.А. о взыскании субсидии на техническое и технологическое перевооружение, предоставленной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 22.05.2012 № 110, в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что ответчику на приобретение техники - трактор <данные изъяты> прицепа <данные изъяты>, плуга <данные изъяты>, культиватора <данные изъяты> и культиватора <данные изъяты> из бюджета муниципального района «Княжпогостский» в 2011 году был предоставлен грант в размере 300 000 руб., а из средств бюджета Республики Коми в 2012году субсидия в размере <данные изъяты> руб., что не отвечает требованиям пункта 1.13.5 Подпрограммы «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства» Постановления Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году», согласно которой субсидии не предоставляются, в том числе, на приобретение машин и оборудования, на приобретение которых были предоставлены субсидии в 2011 году. Поскольку в 2011 году ответчик получил грант на приобретение указанной техники, субсидия из республиканского бюджета Республики Коми в размере <данные изъяты> руб. была предоставлена ответчику в 2012 году незаконно, поэтому она подлежит взысканию с ответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
Заместитель прокурора Швенглер Т.Н. в судебном заседании иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, добавила, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми при предоставлении субсидии ответчику на покрытие части расходов приобретенной техники не учло тот факт, что ответчик на приобретение той же техники ранее получил субсидию (гранта) в 2011 году. Имелись законные основания для отказа в предоставлении данной субсидии. Ответчик знал условия Программы, на основании которой ему предоставлена субсидия. Незаконно предоставленная субсидия подлежит взысканию с ответчика, независимо от того, кто допустил нарушение при её предоставлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в иске отказать. В ходе судебного разбирательства пояснил, что о полученном в Администрации муниципального района «Княжпогостский» гранте в размере 300 000 руб. не скрывал, документы, на основании которых был предоставлен грант, были дополнительно представлены в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. По факту предоставления ему субсидии в Министерстве проводилась проверка, по результатам которой какие-либо нарушения в предоставлении субсидии выявлены не были.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республике Коми в лице ГБУ РК «Центр правового обеспечения» не явился в судебное заседание, представил возражения относительно иска, указав, что субсидия ответчику предоставлена на законных основаниях, При определении фактов предоставления заявителю субсидий в 2011 году, субсидий в рамках иных программ, мероприятий устанавливалось их наличие (отсутствие) только из средств республиканского бюджета Республики Коми. У Министерства отсутствует обязанность по осуществлению запроса в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о приобретении машин и оборудования за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся ответчика и третьего лица, при имеющихся в деле доказательствах.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Индивидуальный предприниматель Дятлов С.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Весляна» с 11 августа 2008г. (ОГРН 308112110900014).
КФХ «Весляна» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -Закон № 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в прежней редакции) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (часть 1).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и реализации долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 № 262, постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 04.04.2011 № 171 утвержден Порядок предоставления средств из бюджета муниципального района «Княжпогостский» в форме субсидирования (гранты) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса ( далее -Порядок № 171).
Как указано в пункте 1.4 Порядка № 171, грант предоставляется для финансирования части целевых расходов, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и расходов, связанных с началом, развитием и модернизацией собственного бизнеса, а также для финансирования возникающих расходов в связи с реализацией проектов расходов (затрат) на приобретение оборудования, в частности, на приобретение специализированной техники и автотранспорта (за исключением легковых автотранспортных средств, мотоциклов).
В силу пункта 3.3, 3.4 Порядка № 171 субъект малого и среднего предпринимательства, претендующий на получение гранта, составляет комплект документов, руководствуясь перечнем, установленным настоящим Порядком, и направляет его в Комиссию. Для подтверждения расходов на цели, согласно п. 1.4 настоящего Порядка, представляет копии договоров, расходных, платежных и других документов (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера и т.п.) либо копии проектов договоров.
В силу Приложения № 2 к Порядку № 171 субсидия (грант) предоставляется субъекту малого предпринимательства однократно в размере не более 300 000 рублей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, на основании договора, заключенного 06.12.2011г. между Администрацией муниципального района «Княжпогостский» и ИП Дятловым С.А. был заключен договор, согласно которому последнему был предоставлен грант в размере 300 000 руб. на приобретение трактора <данные изъяты> прицепа <данные изъяты>, плуга <данные изъяты>, культиватора <данные изъяты> и культиватора <данные изъяты>, общей стоимостью <данные изъяты> руб. Данная денежная сумма Дятлову С.А. была перечислена платежным поручением <№> 12.12.2011г., которую он перечислил платежным поручением <№> 26.12.2011г. продавцу указанной техники в качестве первоначального взноса.
23 марта 2012 г. ИП Дятлов С.А. приобрел трактор <данные изъяты> прицепа <данные изъяты>, плуга <данные изъяты>, культиватора <данные изъяты> и культиватора <данные изъяты>, общей стоимостью <данные изъяты> руб., что товарной накладной ООО <данные изъяты> <№> от 23.03.2012г.
27 апреля 2012г. ИП Дятлов С.А. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение на приобретение в 2012 году трактора <данные изъяты> прицепа <данные изъяты>, плуга <данные изъяты>, культиватора <данные изъяты> и культиватора <данные изъяты> общей стоимостью <данные изъяты> руб.
Приказом Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 22.05.2012 <№> ИП Дятлову С.А. предоставлена субсидия на техническое и технологическое перевооружение в сумме <данные изъяты> рублей (40 % от стоимости техники), которые были перечислены Дятлову С.А. платежным поручением <№> от 25.05.2012г.
Данная субсидия ИП Дятлову С.А. предоставлена в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году», принятого в целях реализации, в том числе закона Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми».
Согласно Подпрограмме «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства», приведенной в Приложении №1 к Постановлению Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634, средства республиканского бюджета Республики Коми на мероприятия указанной подпрограммы направляются, в том числе на субсидии на техническое и технологическое перевооружение, которые в силу пункта 1.13.1 указанной Подпрограммы предоставляются, в том числе на приобретение в 2011 - 2012 годах тракторов, машин и оборудования по перечню согласно приложению 10 к настоящему Порядку - в размере 40 процентов их стоимости.
В соответствии с пунктом 1.13.5.Подпрограммы субсидии не предоставляются:
на приобретение машин и оборудования, бывших в использовании или эксплуатации;
на приобретение машин и оборудования, на приобретение которых были предоставлены субсидии в 2011 году;
на приобретение машин и оборудования, на приобретение которых были предоставлены субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в рамках иных программ, мероприятий.
Получатели субсидий, претендующие на получение субсидий на трактора, машины и оборудование, приобретенные в 2011 году, представляют в Министерство документы по перечню, установленному Министерством по согласованию с Министерством финансов Республики Коми на 2012 год в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 раздела I настоящего Порядка.
Согласно статье 25 Закона № 209-ФЗ о развитии предпринимательства оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных названным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Формы и виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, предусмотрена Законом Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми», постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году».
В силу пункта 3 части 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Исходя из анализа приведенных норм, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что грант, предоставленный в 2011 году Дятлову С.А. администрацией муниципального района «Княжпогостский» в рамках развития малого и среднего предпринимательства, и субсидия, предоставленная Дятлову С.А. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми в рамках государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году, являются аналогичными мерами государственной поддержки, поскольку предоставлены для приобретения одних и тех же машин и оборудования, то есть поддержка направлена на удовлетворение одних и тех же потребностей. Поскольку грант (субсидию) на приобретение машин и оборудования ИП Дятлов С.А. получил в 2011 году, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, зная об этом, в нарушение пункта 1.13.5 Подпрограммы «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства» предоставила в 2012 году ИП Дятлову С.А. субсидию на приобретение указанных машин и оборудования.
В связи с указанным суд находит несостоятельным доводы представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о том, что при предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми принимаются факты предоставления субсидий в 2011 году, субсидий в рамках иных программ, мероприятий только из средств республиканского бюджета Республики Коми.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (часть 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2).
В соответствии с пунктом 12 Приложения № 4 к постановлению Правительства Республики Коми от 29.12.2001 № 634 в случае нецелевого использования юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями средств республиканского бюджета Республики Коми, а также установления фактов нарушения условий их предоставления, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством или его территориальными органами и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, средства республиканского бюджета Республики Коми подлежат возврату.
На основании изложенного, иск прокурора о взыскании с ИП Дятлова С.А. в бюджет Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение, предоставленной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 22.05.2012 <№>, в размере <данные изъяты> рублей подлежит удовлетворению.
Поскольку прокурор в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд, госпошлина в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере, установленном пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дятлова С.А. в бюджет Республики Коми субсидию на техническое и технологическое перевооружение, предоставленную приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 22.05.2012 <№>, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дятлова С.А. в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме- 13 июля 2015г. путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова