РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону « 18 » сентября 2014 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.
при секретаре Кантемировой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Правоторовой С. В. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от ... г.. №, его отмене,
установил:
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от ... г.. №, его отмене, ссылаясь на то, что на основании указанного решения органа пенсионного обеспечения она (заявитель) привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 46.1 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, и на нее наложен штраф в размере ....
О наличии этого решения органа пенсионного обеспечения заявитель не знала, узнала только в конце августа 2014., получив от мирового судьи с/у № 3 Октябрьского района города Ростова-на-Дону судебную повестку о месте и времени рассмотрения иска органа пенсионного обеспечения к ней о взыскании штрафа.
Просила суд отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от ... г.. №, как незаконное.
В судебном заседании заявитель требования заявления поддержала, просила удовлетворить, дав аналогичные пояснения.
Представитель органа пенсионного обеспечения по доверенности заявление не поддержала, просила отказать, пояснив, что Решение… законно и обоснованно. Заявитель была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Факт надлежащего извещения подтверждается почтовыми реестрами о направлении извещения о месте и времени рассмотрения акта о нарушении законодательства РФ о страховых взносах.
Изучив доводы заявителя, выслушав пояснения представителя органа пенсионного обеспечения, исследовав представленные документы, материалы данного дела, суд приходит к следующему.
Исходя из толкования ст. 11 ГК РФ нарушенные или оспоренные гражданские права подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
При этом необходимо отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица, чтобы оно было не иллюзорным, а способы его защиты - реально действующими и эффективными.
Определение предмета спора и избрание средств гражданского судопроизводства не входит в компетенцию суда, поскольку в силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу ст. 39 Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
7. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Судом установлено, что ... г.. старшим специалистом отдела администрирования страховых взносов УПФР в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о страховых взносах, со стороны Правоторовой С.В., согласно которому последняя не направила в Управление ПФР в районе в 7-дневный срок сведения о закрытии расчетного счета № в Ростовский филиал ЗАО Юникредит Банк Юникредит Банк в городе Ростове-на-Дону. Данный счет был закрыт ... г.
Согласно же этому акту от ... г.., Правоторова С.В. в случае несогласия а фактами, изложенными в настоящем акте, а также выводами и предложениями проверяющего вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По утверждению представителя органа пенсионного обеспечения, данному в судебном заседании, копия указанного акта направлена заявителю по почте. В обоснование представила копию реестра почтовых отправлений и почтовую квитанцию. Документов, свидетельствующих о получении заявителем копии акта, суду представить не пожелала в виду их отсутствия.
По утверждению же заявителя, копию акта она не получала, узнала о его существовании только в конце августа 2014г., получив от мирового судьи с/у № 3 Октябрьского района города Ростова-на-Дону судебную повестку о месте и времени рассмотрения иска органа пенсионного обеспечения к ней о взыскании штрафа.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону заявитель привлечена в качестве плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от ... г.. № в связи с чем ей предложено уплатить штраф в размере ....
По утверждению представителя органа пенсионного обеспечения, данному в судебном заседании, копия указанного Решения направлена заявителю по почте. В обоснование представила копию реестра почтовых отправлений и почтовую квитанцию. Документов, свидетельствующих о получении заявителем копии Решения, суду представить не пожелала в виду их отсутствия.
По утверждению же заявителя, копию Решения она не получала, узнала о его существовании только в конце августа 2014г., получив от мирового судьи с/у № 3 Октябрьского района города Ростова-на-Дону судебную повестку о месте и времени рассмотрения иска органа пенсионного обеспечения к ней о взыскании штрафа.
Считая Решение органа пенсионного обеспечения незаконным, заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая доводы заявителя, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Установив незаконность действий, постановлений должностного лица, суд принимает решение, направленное на защиту нарушенного права и возлагает на это лицо соответствующие обязанности.
Поскольку о наличии акта и Решения заявитель не знала, узнала только в конце августа 2014г., получив от мирового судьи с/у № 3 Октябрьского района города Ростова-на-Дону судебную повестку о месте и времени рассмотрения иска органа пенсионного обеспечения к ней о взыскании штрафа в размере ... и это не оспаривается представителем заинтересованного лица, документов, подтверждающих факт получения заявителем акта, суду не представлено в виду их отсутствия, что свидетельствует о том, что орган пенсионного обеспечения лишил тем самым заявителя возможности представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, что предусмотрено самим актом (п.2.2 акта), не представлены и документы, подтверждающие факт получения заявителем Решения, которое является предметом настоящего спора, и на основании которого с заявителя подлежит взысканию штраф в размере ...., суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Решения незаконным и подлежащим отмене.
Доводы органа пенсионного обеспечения о том, что заявитель была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, факт надлежащего извещения подтверждается почтовыми реестрами о направлении извещения о месте и времени рассмотрения акта о нарушении законодательства РФ о страховых взносах, несостоятельны. Факт направления акта и Решения сам по себе не свидетельствует об их получении. Документов, свидетельствующих о получении акта и Решения, заинтересованным лицом суду представлено не было в виду их отсутствия.
Ссылка органа пенсионного обеспечения на ст. 22 Закона «Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов» свидетельствует о неверном толковании положений Закона, определяющих порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки (ст. 39 Закона), что имеет место в данном случае.
Акт проверки не был вручен заявителю в течение пяти дней с даты подписания этого акта лично под расписку, не был направлен по почте заказным письмом, и не был передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, как того требуют положения ст. 38 Закона.
Органом пенсионного обеспечения не была исполнена и обязанность по надлежащему извещению заявителя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что предусмотрено ст. 39 Закона.
Иных доводов в опровержение заявленных требований суду представлено не было.
Срок для подачи настоящего заявления Правоторовой С.В. не пропущен. С данным заявлением она обратилась в суд ... г.., согласно отметке на заявлении. О наличии Решения заявитель узнала в конце августа 2014г. Документов, свидетельствующих о том, что о наличии Решения заявитель знала ранее, что свидетельствовало бы о пропуске срока для обращения в суд с данным заявлением, суду не представлено. Следовательно, оснований полагать, что заявителем пропущен срок, в данном случае не имеется.
руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, гл.25 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ... ░.. №, ░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ... ░.. №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.09.2014░.
░░░░░: