дело № 2а-974/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 26 июня 2019 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Гаврилова Глеба Александровича, к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах несовершеннолетнего Гаврилова Г.А., указав, что в ходе проверки по обращению Гавриловой С.С. установлено, что Гаврилов Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом с апреля 2017 года, страдает первичным иммунодефицитом, артритом, аортоартериитом. Диагноз установлен в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева», ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова. В октябре - ноябре 2018 года после контрольного обследования в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева» и Морозовской больницы г.Москва проведена коррекция терапии: назначенный ранее Гаврилову Г.А. препарат «Актемра» отменен, назначен препарат «Хумира» (Адалимумаб) по жизненным показаниям. Проведена врачебная комиссия детского поликлинического отделения ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ»№562 от 06.11.2018, ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» отправлена дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Новгородской области.
17.01.2019 г. Гаврилову Г. А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Хумира» (Адалимумаб) 40 мг и/к 1 раз в 2 недели. При обращении в аптеку № 56 ОАО «Новгородфармация» данный рецепт не был обеспечен в связи с отсутствием указанного лекарственного препарата, и с 23.01.2019 находился на отсроченном обслуживании. Гаврилов Г.А. вынужден был снова уехать на стационарное лечение в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева», в связи с тем, что прерывать лечение нельзя, а купить самостоятельно препарат «Хумира» (Адалимумаб) его семья не имеет возможности, так как средняя стоимость препарата составляет 20 тыс. рублей за один шприц. До 28.03.2019 Гаврилов Г.А. находился на стационарном лечении в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева», где получал необходимую дозу препарата «Хумира».
07.03.2019 проведена врачебная подкомиссия ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева» по рациональному назначению лекарственных средств, где также установлено, что Гаврилов Г.А. нуждается в терапии лекарственным препаратом «Хумира» (Адалимумаб) по жизненно важным показаниям.
01.04.2019 проведена врачебная комиссия детского поликлинического отделения ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» №370. Копия протокола комиссии и дополнительная заявка направлены ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Новгородской области.
Однако, до настоящего времени несовершеннолетний Гаврилов Г.А. не получает лекарственный препарат «Хумира» (Адалимумаб), назначенный ему 17.01.2019 по жизненно важным показаниям.
Ссылаясь на требования Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Положения о министерстве здравоохранения Новгородской области, Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, прокурор просит суд обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Гаврилова Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Хумира» (Адалимумаб), обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Рыжая К.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетнего Гаврилова Г.А. – Гаврилова С.С. в судебное заседание не явилась, телефонограммой сообщила, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просила удовлетворить.
Представители ответчика- Министерства здравоохранения Новгородской области и третьего лица- Министерства финансов Новгородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год определен приложением № 1, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 2738-р.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506.
Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, в разделе Перечня № 890 дети-инвалиды в возрасте до 18 лет подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами.
В соответствии с п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения о министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 №455, министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, выступает главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения области.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки установлено, что Гаврилов Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом с апреля 2017 года, страдает первичным иммунодефицитом, артритом, аортоартериитом, ему на постоянной основе требуется прием лекарственного средства «Хумира» (Адалимумаб), назначенный по результатам контрольного обследования в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева» и Морозовской больницы г.Москва.
Врачебной комиссией детского поликлинического отделения ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ»№562 от 06.11.2018, в Министерство здравоохранения Новгородской области была направлена заявка на препарат.
17.01.2019 Гаврилову Г.А. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Хумира» (Адалимумаб) 40 мг и/к 1 раз в 2 недели, однако при обращении в аптеку № 56 ОАО «Новгородфармация» данный рецепт не был обеспечен, в связи с отсутствием препарата, и с 23.01.2019 находился на отсроченном обслуживании.
В связи с отсутствием препарата и невозможностью приобрети его самостоятельно Гаврилов Г.А. вынужден был пройти стационарное лечение в ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева», где получал необходимую дозу «Хумира» (Адалимумаб).
Врачебной подкомиссией ФГБУ «НМИЦ ДГОН им.Дмитрия Рогачева» по рациональному назначению лекарственных средств от 07.03.2019 установлено, что Гаврилов Г.А. нуждается в терапии лекарственным препаратом «Хумира» (Адалимумаб) по жизненно важным показаниям.
Врачебной комиссией детского поликлинического отделения ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» №370 от 01.04.2019 дополнительная заявка на препарат, необходимый Гаврилову Г.А., направлена в Министерство здравоохранения Новгородской области.
По информации министерства здравоохранения Новгородской области для обеспечения отдельных категории граждан лекарственным препаратом «Адалимумаб», 25 апреля 2019 года был проведен аукцион на поставку указанного лекарства за счет средств федерального бюджета.
Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 2738-р.
Однако, до настоящего времени несовершеннолетний Гаврилов Г.А. не получает лекарственный препарат, назначенный ему по жизненно важным показаниям.
В силу п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование прокурора об обязании Министерства здравоохранения Новгородской области обеспечить Гаврилова Г.А., 17.06.2012 года рождения, лекарственным препаратом «Хумира» (Адалимумаб), заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Поскольку административные истец и ответчик, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на счет местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 173-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Боровичского межрайонного прокурора – удовлетворить
Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Гаврилова Глеба Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Хумира» (Адалимумаб).
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья: Е.М.Кудрявцева