Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 октября 2019 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Одновола С.В. , <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
27.05.2019 г. <данные изъяты> Одноволом С.В. на объекте культурного наследия регионального значения – «Жилой дом» по адресу: <адрес> проведены строительные работы, демонтированы перегородки между помещениями, заложены дверные проемы, сбита штукатурка по потолке и стенах, в отсутствии разрешения органа охраны объектов культурного наследия, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Одновола С.В. – Шевченко Е.А. вину не признала, пояснила, что ремонтными работами не затрагиваются элементы, входящие в предмет охраны.
Представитель Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Петренко В.М. настаивал на привлечении Одновола С.В. к административной ответственности, указав, что извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Одноволу С.В. по месту его жительства не направлялось, однако данное извещение вручено представителю Шевченко Е.А.
Выслушав представителя Одновола С.В., представителя Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из вышеприведенных норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении судом установлено, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола об административном правонарушении № следует, что он был составлен 03 июля 2019 г. в отсутствие лица (Одновола С.В.), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом согласно материалам дела и пояснениями представителя административного органа, Одновол С.В. не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При этом извещение представителя Одновола С.В. не освобождает должностное лицо от выполнения вышеуказанных требований, установленных настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах следует считать, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отношении Одновола С.В. в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В порядке ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Установив, что протокол об административном правонарушении от 03 июля 2019 г. в отношении Одновола С.В. по ст. 7.14 КоАП должностным лицом административного органа вынесен в отсутствие Одновола С.В., который о месте и времени составления протокола не извещался прихожу к выводу о существенном нарушении процессуальных норм КоАП РФ, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, присутствовать при составлении протокола, представлять доказательства, давать объяснения по обстоятельствам дела, и что влечет признание протокола недопустимым доказательством по делу, подлежащим исключению из числа доказательств.
Изложенные обстоятельства не могут быть восполнены на данной стадии производства по делу, в связи с чем, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.1,5, 3.1,3.2,4.1,4.3,23.1,26.11,7.14 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ в отношении Одновола С.В. , в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Ю.С. Степанова