Определение суда апелляционной инстанции по делу № 02-0502/2021 от 05.10.2020

Судья Соленая Т.В.

Гр. дело 33-28118/2023  УИД 77RS0009-02-2020-000661-93

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

04 сентября 2023 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

в составе председательствующего Пашкевич А.М.

и судей Леоновой С.В., Нестеровой Е.Б.

при помощнике судьи Баймышевой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.

гражданское дело  2-502/2021 по апелляционной жалобе истцов Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

        В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы к Индивидуальному предпринимателю Попазу Степану Павловичу, Попазу Сергею Павловичу, Небыкову Николаю Георгиевичу о признании строения самовольной постройкой, возложении обязанностей, признании зарегистрированного права отсутствующим отказать,

установила:

Истцы Правительство города Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы обратились в суд с иском к ответчикам ИП Попазу Степану Павловичу, Попазу Сергею Павловичу, Небыкову Николаю Георгиевичу о признании зданий самовольными постройками, признании зарегистрированного права отсутствующим, возложении обязанности по освобождению земельного участка, ссылаясь на то, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проведения обследования земельных участков по адресу: адрес, выявлены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольного строительства и размещенные без разрешительной документации. По адресу: адрес, располагаются следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012019:9 площадью 2295 кв.м., предоставлен Небыкову Н.Г. договором аренды с 17.05.2007  М-06-508856 сроком по 16.11.2011 для эксплуатации зданий (строения 3/2, 3/5, 3/6, 3/7, 3/8) под производственно - складские цели (движимое имущество). Договор действует; земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012019:10 3161 кв.м. предоставлен Небыкову Н.Г. договором аренды с 30.05.2007  М-06-029132 сроком по 16.11.2055 года для эксплуатации зданий (строения 3/1, 3/3, 3/4) под производственно-складские цели, магазин и офис. Договор действует. Актом Госинспекции по недвижимости от 28.06.2019 года  9069834 установлено, что на указанных земельных участках с кадастровыми номерами 77:06:0012019:9 и 77:06:0012019:10 расположено двухэтажное здание с адресным ориентиром: адрес, 1999 года постройки площадью 515,2 кв.м. Указанное здание поставлено на государственный кадастровый учет от 26.05.2012 года за номером 77:06:0012019:1140. Право собственности не зарегистрировано. Однако согласно плану земельного участка на 1999 год на земельном участке размещалось одноэтажное деревянное строение. Госинспекцией по недвижимости установлено, что на месте одноэтажного деревянного строения размещено двухэтажное строение 1999 года постройки площадью 515,2 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0012019:1140. Строение используется под склад и офисные цели. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялся, разрешение на строительство/реконструкцию не выдавалось, акт ввода в эксплуатацию отсутствует. Таким образом, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1140 площадью 515,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 379,5 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1397 на площадь 379,5 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича (далее - ответчик 2), запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1397-77/005/2019-2 (доля в праве ½) и Попаза Сергея Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1397-77/005/2019-3 (доля в праве ½). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался деревянный некапитальный цех площадью 379,5 кв.м. Кроме того, согласно данным БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1397 площадью 379,5 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/1 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:10 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 419,2 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1404 на площадь 419,2 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1404-77/005/2019-3 (доля в праве 1/2) и ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1404- 77/005/2019-2 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 416,2 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялся. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1404 площадью 419,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/2 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 420,3 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1401 площадью 420,3 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года 77:06:0012019:1401-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1401- 77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 420,3 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1401 площадью 420,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/3 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 421,7 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1400 площадью 421,7 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1400-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1400- 77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 421,7 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено, как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание 77:06:0012019:1400 площадью 421,7 кв.м, расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/4 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 645,8 кв.м с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на Государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1399 на площадь 645,8 кв.м., как одноэтажное нежилое здание, зарегистрировано право общей долевой собственности ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1399-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и ответчика Попаза С.П., запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1399- 77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 645,8 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено, как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1399 площадью 645,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства. Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/5 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое здание с антресолью 1 этажа площадью 318,4 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1398 площадью 318,4 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право собственности ответчика, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1398- 77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и 77:06:0012019:1398-77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический деревообрабатывающий цех площадью 318,4 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала. Таким образом, здание 77:06:0012019:1398 площадью 318,4 кв.м., расположенное по адресу: адрес, обладает признаками самовольного строительства.

Ввиду наличия признаков самовольного строительства здания, расположенные по адресу: адрес, стр. 3/4, стр. 3/3, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7, стр. 3/8, в установленном порядке включены в приложение  2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 года 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» под номером 2898, 3054, 3055, 3056, 3057, 3058 и 3059 (введены постановлениями Правительства Москвы от 25.09.2019 года  1250-ПП и от 29.11.2019  1588-ПП). Земельные участки по адресу: адрес, находятся в собственности субъекта РФ - города Москвы (неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В ходе судебного разбирательства представитель истцов Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы уточнил исковые требования (л.д.148-155, том 4), указал, что собственниками спорных строений являются ИП Попаз Степан Павлович и Попаз Сергей Павлович.

Представитель истцов Правительства города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Андреев А.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ИП Попаза С.П. по доверенности Меньков А.П. в судебное заседание явился, иск не признал.

Представитель ответчика Попаза С.П. по доверенности Ильюшенко А.А. в судебное заседание явился, иск не признал.

        Представитель ответчика Небыкова Н.Г. по доверенности Богушевская Е.А. в судебное заседание явилась, иск не признала.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Префектуры ЮЗАО города Москвы, ТУ Росимущества по г. Москве в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просят истцы Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы.

Представитель истцов Правительства города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гусейнова А.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Попаза С.П. по доверенности Ильюшенко А.А. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы истцов.

Ответчики ИП Попаз С.П., Небыков Н.Г., представители третьих лиц Управления Росреестра по Москве, Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Префектуры ЮЗАО города Москвы, ТУ Росимущества по г. Москве в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени слушания дела извещены.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гусейновой А.В., представителя ответчика Попаза С.П. по доверенности Ильюшенко А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17 мая 2007 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО «Прика» в лице директора Небыкова Н.Г. заключен договор краткосрочной аренды земельного участка М-06-508856, в соответствии с которым предметом договора является земельный участок (категория земель  земли населенных пунктов) площадью 2295 кв.м. / в линиях градостроительного регулирования  проектируемого проезда  1125/, имеющий адресные ориентиры: адрес, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий (строения 3/2, 3/5, 3/6, 3/7, 3/8) под производственно-складские цели (движимое имущество). Участок расположен на территории промышленной зоны «Бутово» (п. 1 договора). Договор заключается до 16.11.2011 года и вступает в силу с момента его государственной регистрации (п. 2 договора).

30 мая 2007 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО «Прика» в лице директора Небыкова Н.Г. заключен договор краткосрочной аренды земельного участка  М-06-029132, в соответствии с которым предметом договора является земельный участок (категория земель  земли населенных пунктов) площадью 3161 кв.м., имеющий адресные ориентиры: адрес, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий (строения 3/1, 3/3, 3/4) под производственно  складские цели, магазин и офис. Участок расположен на территории промышленной зоны «Бутово» (п. 1.1. договора). Договор заключается до 16.11.2055 года и вступает в силу с момента его государственной регистрации (п. 2.1., 2.2 договора).

Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проведения обследования земельных участков по адресу: адрес, выявлены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольного строительства и размещенные без разрешительной документации.

По адресу: адрес располагаются следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012019:9 площадью 2295 кв.м., предоставлен Небыкову Н.Г. договором аренды с 17.05.2007 года  М-06-508856 сроком по 16.11.2011 года для эксплуатации зданий (строения 3/2, 3/5, 3/6, 3/7, 3/8) под производственно-складские цели (движимое имущество);

земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012019:10 площадью 3161 кв.м. предоставлен Небыкову Н.Г. договором аренды с 30.05.2007 года  М-06-029132 сроком по 16.11.2055 года для эксплуатации зданий (строения 3/1, 3/3, 3/4) под производственно-складские цели, магазин и офис.

Актом Госинспекции по недвижимости от 28.06.2019 года  9069834 установлено, что на указанных земельных участках с кадастровыми номерами 77:06:0012019:9 и 77:06:0012019:10 расположено двухэтажное здание с адресным ориентиром: адрес, 1999 года постройки, площадью 515,2 кв.м. Указанное здание поставлено на государственный кадастровый учет от 26.05.2012 года за номером 77:06:0012019:1140. Право собственности не зарегистрировано. Однако согласно плану земельного участка на 1999 год на земельном участке размещалось одноэтажное деревянное строение. Госинспекцией по недвижимости установлено, что на месте одноэтажного деревянного строения размещено двухэтажное строение 1999 года постройки площадью 515,2 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0012019:1140. Строение используется под склад и офисные цели. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялся, разрешение на строительство/реконструкцию не выдавалось, акт ввода в эксплуатацию отсутствует.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 379,5 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1397 на площадь 379,5 кв.м, как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1397-77/005/2019-2 (доля в праве ½) и Попаза Сергея Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1397-77/005/2019-3 (доля в праве ½ ). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался деревянный некапитальный цех площадью 379,5 кв.м. Кроме того, согласно данным БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/1 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:10 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 419,2 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1404 площадью 419,2 кв.м., как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1404-77/005/2019-3 (доля в праве 1/2) и Попаза Сергея Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года  77:06:0012019:1404- 77/005/2019-2 (доля в праве ½). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 416,2 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/2 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 420,3 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 за номером 77:06:0012019:1401 площадью 420,3 кв.м, как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1401-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и Попаза Сергея Павловиа, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1401- 77/005/2019-3 (доля в праве ½). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 420,3 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/3 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 421,7 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 за номером 77:06:0012019:1400 площадью 421,7 кв.м, как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1400-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и Попаза Сергея Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1400- 77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 421,7 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 строение учтено, как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/4 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое одноэтажное здание площадью 645,8 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на Государственный кадастровый учет от 16.02.2017 года за номером 77:06:0012019:1399 площадью 645,8 кв.м., как одноэтажное нежилое здание, зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1399-77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и Попаза Сергея Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019  77:06:0012019:1399- 77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический ангар площадью 645,8 кв.м. Кроме того, согласно технической документации БТИ по состоянию на 25.04.1997 года и ГБУ «МосгорБТИ» по состоянию на 06.06.2005 года строение учтено как объект капитального строительства. Земельный участок под строительство/реконструкцию не предоставлялись. Застройщик с заявлением об оформлении разрешения на строительство/реконструкцию не обращался, проектная документация не поступала.

Актом Госинспекции по недвижимости от 04.09.2019 года  9069837/5 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012019:9 расположено нежилое здание с антресолью 1 этажа площадью 318,4 кв.м. с адресным ориентиром: адрес. Объект поставлен на государственный кадастровый учет от 16.02.2017 на номером 77:06:0012019:1398 площадью 318,4 кв.м. как одноэтажное нежилое здание. На здание зарегистрировано право собственности Попаза Степана Павловича, запись о государственной регистрации права от 12.02.2019 года 77:06:0012019:1398- 77/005/2019-2 (доля в праве 1/2) и ответчика Попаза Сергея Павловича-запись о государственной регистрации права  77:06:0012019:1398-77/005/2019-3 (доля в праве 1/2). Госинспекцией по недвижимости установлено, что ранее на земельном участке размещался металлический деревообрабатывающий цех площадью 318,4 кв.м.

Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 года 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.

Из искового заявления, объяснений представителя истцов в судебном заседании следует, что ввиду наличия признаков самовольного строительства здания, расположенные по адресу: адрес, стр. 3/4, стр. 3/3, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7, стр. 3/8, в установленном порядке включены в приложение  2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» под номером 2898, 3054, 3055, 3056, 3057, 3058 и 3059 (введены постановлениями Правительства Москвы от 25.09.2019  1250-ПП и от 29.11.2019  1588-ПП).

Земельные участки по адресу: адрес, находятся в собственности субъекта РФ - города Москвы (неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Разрешая спор, суд руководствовался ст. ст. 222, 264, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 29, 62, 72 Земельного кодекса РФ.

Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 года 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (вместе с "Перечнем объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости", "Перечнем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках") утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007  48 "О землепользовании в г. Москве" и п. 7 ст. 13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 года  65 "О правительстве Москвы" установлено, что к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в г. Москве, в том числе относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.

Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 года  184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" предусмотрено, что государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы.

На основании п. 4.4.1, п. 4.4.5 Положения Госинспекция осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением, в том числе, требований по предотвращению захламления земельных участков, а также требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года  10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан; на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; в то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

        В соответствии со ст. 48, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объект капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно материалам дела органы исполнительной власти города не издавали распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства объектов недвижимости на указанном земельном участке, не согласовывали исходно-разрешительную документацию, не разрабатывали и не рассматривали проектно-сметную документацию на строительство объектов недвижимости, не выдавали разрешение на строительство спорных объектов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на здание с кадастровым номером  77:06:0012019:1397 по адресу: адрес;  77:06:0012019:1404 по адресу: адрес;  77:06:0012019:1401 по адресу: адрес;  77:06:0012019:1400 по адресу: адрес;  77:06:0012019:1399 по адресу: адрес;  77:06:0012019:1398 по адресу: адрес зарегистрировано право общей долевой собственности Попаза Степана Павловича, Попаза Сергея Павловича, доля в праве собственности по ½ каждого. Здание по адресу: адрес кадастровым номером: 77:06:0012019:1140 является некапитальным, однако состоит на учете как объект недвижимости.

Государственная регистрация права собственности ответчиков произведена при отсутствии документов, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают возникновение права собственности на созданный объект недвижимого имущества, в частности, при отсутствии документов, подтверждающих возведение указанного строения на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом иными правовыми актами.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела определением Зюзинского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2020 года была назначена судебная строительно  техническая экспертиза (л.д.195-198, том 2), проведение которой было поручено ФБУ «Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации».

Согласно выводам, содержащимся в заключении судебной строительно–технической экспертизы 143/19-2-21 от 25 августа 2021 года, исследуемые здания со следующими адресными ориентирами: адрес, стр. 3/3, стр. 3/4, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7 и стр. 3/8, не являются объектами капитального строительства, их перемещение без нанесения несоразмерного ущерба их техническому состоянию возможно (л.д.3-134, том 3).

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: - п. 4.3*, п. 4.6, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14]; ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

При этом, исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.2.18, п. 4.2.19, и. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; -ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: п. 4.6, п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.5, п. 6.2, п. 6.5*, п. 6.10, п. 6.16* СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» [11]; п. 4.2.18, п. 4.3.5, п. 4.4.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14]; ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; п. 4.16, п. 4.17*, п. 4.18*, п. 4.24*, п. 4.25, п. 6.11* СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» [11]; п. 4.2.19, п. 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; -ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: - п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6] п. 6.2.2 ГОСТ Р 58760-2019 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия» [12] п. 4.2.18 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной  защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: пп. 6, 7, 8 ст. 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004  190-ФЗ [7]; -пп. 4.1-4.3 СП 72.13330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. СНиП 3.04.03-85» [8]; п. 5.1.2, п. 9.3.1 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» [9]; п. 4.6, п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 6.2.9, п. 6.4.6, п. 6.4.7, п. 6.4.9, п. 6.5.7, п. 6.5.8, п. 6.6.1 ГОСТ Р 58760-2019 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия» [12]; п. 4.2.19, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; -пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; ст. 7, 11 и 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; п. 4.2.18, п. 4.2.19, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: пп. 6, 7, 8 ст. 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 [7]; -пп. 4.1-4.3 СП 12Л 3330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. СНиП 3.04. 03-85» [8]; п. 5.1.2, п. 9.3.1 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» [9]; п. 4.6, п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.3.5, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; ст. 7, 11 и 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14]; ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: п. 4.6, п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.2.18, п. 4.2.19, п. 4.3.5, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; -пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; - ст. 11, ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: - п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; п. 4.2.19, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес отвечает требованиям: пп. 6, 7, 8 ст. 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004  190-ФЗ [7]; -пп. 4.1-4.3 СП 72.13330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. СНиП 3.04.03-85» [8]; и. 5.1.2, п. 9.3.1 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» [9]; п. 4.6, п. 4.14, и. 5.34, и. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.2.18, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; ст. 7, 11 и 17 Федерального закона от 30.12.2009 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].

Исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, отвечает требованиям: - п. 4.3*, п. 5.4, п. 5.46 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; . п. 4.4.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [14].

При этом исследуемое здание, расположенное по адресу: адрес, не отвечает требованиям: пп. 6, 7, 8 ст. 55.24 «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004  190-ФЗ [7]; -пп. 4.1-4.3 СП 72.13330.2016 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. СНиП 3.04.03-85» [8]; п. 5.1.2, п. 9.3.1 СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии» [9]; п. 4.6, п. 4.14, п. 5.34, п. 5.60 СП 56.13330.2011 «Производственные здания» [6]; -п. 4.2.18, п. 4.2.19, п. 4.3.5, п. 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [13]; п. 2.1.4, п. 2.1.21 ПУЭ-7 «Правила устройства электроустановок» [15]; -пп. 1-3, ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [16]; ст. 7, 11 и 17 Федерального закона от 30.12.2009  384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [5]

                Исследуемые здания с адресными ориентирами: адрес, стр. 3/3, стр. 3/4, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7 и стр. 3/8, в существующих условиях на даты проведения экспертных осмотров создают угрозу жизни и здоровья граждан (л.д.133, том 3).

Заключение судебной экспертизы оценено судом в совокупности с иными собранными по делу доказательствами и признано допустимым доказательством, при этом выводы судебной экспертизы являются научно-аргументированными, обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности экспертов у суда не имелось. Кроме того, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, судом первой инстанции были допрошены судебные эксперты Е.Б. Статива, Д.П. Любименко, которые подтвердили выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы  143/19-2-21 от 25 августа 2021 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при рассмотрении дела о сносе самовольной постройки бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов сохранением самовольной постройки возложено на заявителя, в то время как ответчик обязан доказать факт того, что возведенное строение соответствует установленным требованиям, и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в иске по основанию пропуска срока исковой давности, при этом суд указал, что спорные объекты были поставлены на кадастровый учет 16 февраля 2017 года, и с указанного времени истцам должно было быть известно об указанных спорных объектах в рамках реализации предоставленных полномочий путем межведомственного  взаимодействия, однако в суд с указанным иском истцы обратились 01 октября 2020 года.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ  10, Пленума ВАС РФ  22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Согласно выводам судебных экспертов, содержащимся в заключении судебной экспертизы, исследуемые здания с адресными ориентирами: адрес, стр. 3/3, стр. 3/4, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7 и стр. 3/8, в существующих условиях на даты проведения экспертных осмотров создают угрозу жизни и здоровья граждан.

Предъявленный иск не направлен на защиту гражданских прав конкретного лица. Заявленные истцами требования предъявляются, в частности, с целью пресечения нарушения конституционных прав человека и гражданина, например, права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), устранения существующей угрозы жизни и здоровью граждан (п.3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ), а также приведения застройки в соответствие с получившими признание в законе требованиями обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций и т.п.

Так как предъявление иска о сносе самовольной постройки в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с устранением постоянной угрозы, которую создает сохранение постройки, установленные Гражданским кодексом РФ правила об исковой давности в настоящем случае применению не подлежат.

Таким образом, постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ  10, Пленума ВАС РФ  22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ и учитывая, что спорные строения не являются объектами капитального строительства, и за ответчиками ИП Попаз С.П. и Попаз С.П. зарегистрировано право собственности на объекты адрес, стр. 3/4, стр. 3/5, стр. 3/6, стр. 3/7 и стр. 3/8, требования истцов о признании зарегистрированного права общей долевой собственности отсутствующим подлежат удовлетворению.

Кроме того, здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1140 площадью 515,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес, подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку право собственности за ответчиками на данный объект не зарегистрировано.

Оснований для удовлетворения требований истцов о признании спорных объектов самовольными постройками и их сносе удовлетворению не подлежат, поскольку строения являются некапитальными, а в силу закона требование о сносе самовольной постройки не может быть предъявлено в отношении строения, имеющего некапитальный характер.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено нарушение ответчиками ИП Попаз С.П. и Попаз С.П. условий договора аренды земельного участка путем размещения объектов при наличии запрета использования земельного участка в таких целях, заявленные требования в части восстановления нарушенного права истца как собственника земельного участка в виде обязания демонтировать спорные некапитальные объекты подлежат удовлетворению.

Применяя положения ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая характеристики спорных объектов, судебная коллегия приходит к выводу о возможности установления срока исполнения решения суда в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу, а также предоставления истцу Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществления мероприятий по демонтажу в случае неисполнения решения суда в установленный срок с отнесением расходов на ответчиков Попаза С.П. и ИП Попаза С.П.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия  

определила:

        Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2021 года отменить.

        Постановить новое решение:

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1397 площадью 379,5 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1397 площадью 379,5 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1404 площадью 419,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1404 площадью 419,2 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1401 площадью 420,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1401 площадью 420,3 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1400 площадью 421,7 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1400 площадью 421,7 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1399 площадью 645,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1399 площадью 645,8 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Признать зарегистрированное право общей долевой собственности Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича на здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1398 площадью 318,4 кв.м., расположенное по адресу: адрес, отсутствующим.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1398 площадью 318,4 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

Снять с кадастрового учета здание с кадастровым номером 77:06:0012019:1140 площадью 515,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес.

Обязать Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать строение по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:06:0012019:1140 площадью 515,2 кв.м., предоставив в случае неисполнения в установленные сроки решения суда Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы право осуществить мероприятия по демонтажу с земельного участка незаконно возведенного объекта, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением всех расходов на Попаза Сергея Павловича и ИП Попаза Степана Павловича.

        В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

02-0502/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 24.11.2021
Истцы
Департамент городского имущества города Москвы
Департамент земельных ресурсов города Москвы
Правительство Москвы
ДГИ г.Москвы
Ответчики
Небыков Н.Г.
Попаз С.П.
Суд
Зюзинский районный суд
Судья
Соленая Т.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.09.2023
Определение суда апелляционной инстанции
01.12.2021
Мотивированное решение
03.02.2023
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее