РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года адрес
Кунцевский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Самойловой И.С., при секретаре Керимовой А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-464/2023 по административному исковому заявлению фио к УФССП по адрес, ОСП адрес о признании незаконными действий судебного пристава, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление фио к УФССП по адрес, ОСП адрес о признании незаконными действий судебного пристава - удовлетворить.
Признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства №209021/22/33001-ИП.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес в рамках исполнительного производства №209021/22/33001-ИП.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Кунцевский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.С. Самойлова
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года адрес
Кунцевский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Самойловой И.С., при секретаре Керимовой А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-464/2023 по административному исковому заявлению фио к УФССП по адрес, ОСП адрес о признании незаконными действий судебного пристава,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шишаков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам УФССП по адрес, ОСП адрес о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №209021/22/33001-ИП; о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП адрес в рамках исполнительного производства №209021/22/33001-ИП; обязании устранить нарушения, указывая, что судебным приставом-исполнителем ОСП адрес 14.12.2022г. было возбуждено исполнительное производство №209021/22/33001-ИП в отношении фио, предмет исполнения: запретить фиоВ (ИНН 333800756600) совершать сделки по отчуждению в отношении принадлежащего недвижимого, движимого и иного принадлежащего имущества в пределах суммы сумма (взыскатель фио).
Основанием для возбуждения исполнительного производства послужило определение Арбитражного суда адрес от 11.08.2022г. в рамках дела №А11-5233/2018.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена Шишакову А.В. 23.12.2022г.
Административный истец считает, что должностными лицами УФССП России по адрес допущены нарушения действующего законодательства, а именно исполнительное производство возбуждено с нарушением установленных законом требований о месте совершения исполнительных действий, кроме того, в ходе совершения исполнительских действий должностными лицами службы судебных приставов совершены действия, выходящие за пределы их полномочий и требований исполнительного документа.
23.12.2022г. административным истцом подана жалоба на действия судебных приставов в порядке подчиненности, по состоянию на 10.04.2023г. жалоба не была рассмотрена, а полученный в ходе личного приема ответ не соответствовал требованиям Закона об исполнительном производстве, в связи с чем, административный истец также просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.
Административный истец Шишаков А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, доверил представлять свои интересы фио, действующему на основании доверенности, который поддержал заявленные требования в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенным в административном иске, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Административные ответчики УФССП по адрес, ОСП адрес в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, ранее представили суду копии материалов исполнительного производства.
Суд, изучив и исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в силу следующего.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ФЗ «Об исполнительном производстве»)
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей адрес.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Как следует из п. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Пунктом 5 указанной статьи закреплено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, судебным приставом-исполнителем ОСП адрес 14.12.2022г. возбуждено исполнительное производство №209021/22/33001-ИП в отношении фио
Исполнительное производство возбуждено на основании определения Арбитражного суда адрес от 11.08.2022г. в рамках дела №А11-5233/2018.
Указанным определением в отношении фио приняты обеспечительные меры в виде запрета уполномоченным органам на совершение регистрационных действий по переходу права собственности в отношении недвижимого, движимого и иного имущества, в отношении которого права собственности подлежат регистрации в пределах суммы сумма, принадлежащего фиоВ (ИНН 333800756600); запрета фиоВ (ИНН 333800756600) совершать сделки по отчуждению в отношении принадлежащего недвижимого, движимого и иного принадлежащего имущества в пределах суммы сумма
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена Шишакову А.В. 23.12.2022г.
Обосновывая свои исковые требования, административный истец ссылается на то, что исполнительное производство возбуждено с нарушением установленных законом требований о месте совершения исполнительных действий, кроме того, в ходе совершения исполнительских действий должностными лицами службы судебных приставов совершены действия, выходящие за пределы их полномочий и требований исполнительного документа, таким образом, должностными лицами УФССП России по адрес допущены нарушения действующего законодательства.
Действия административных ответчиков были обжалованы административным истцом 23.12.2022г. в порядке подчиненности, однако ответ на данную жалобу был получен административным истцом только 11.04.2023г.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (ч.1).
Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий (ч.3).
Согласно п.2 ч.1 ст.31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к основаниям для отказа в возбуждении исполнительного производства относится, если документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что местом регистрации и проживания фио является адрес.
Таким образом, исполнительное производство №209021/22/33001-ИП возбуждено судебным приставом-исполнителем ОСП адрес с нарушением установленных законом требований о месте совершения исполнительных действий.
Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что реализация полномочий судебного пристава-исполнителя возможна путем совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем предусмотрен ч.1 ст.64 Федерального закона №229-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что в ходе совершения исполнительских действий должностными лицами службы судебных приставов совершены действия, выходящие за пределы их полномочий и требований исполнительного документа.
Между тем, суть наложенных судом ограничений сводится к запрету совершения сделок.
Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями фио, данными ею в ходе доследственной проверки по материалам, направленным прокурором адрес в порядке ст.37 УПК РФ, содержащими в себе сведения о наличии в действиях судебного пристава-исполнителя фио признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.169 УК РФ, и организованной в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.
Так, по поводу возбужденного исполнительного производства в отношении фио Калина М.В. пояснила, что в период с 01.06.2020г. она временно исполняет обязанности начальника ОСП адрес УФССП России по адрес, в службе судебных приставов работает с ноября 2011г. 14.12.2022г. в отношении фио судебным приставом-исполнителем Ленинского ОСП фио было возбуждено исполнительное производство. Поводом к возбуждению ИП послужил исполнительный документ №ФС036303177 от 20.09.2022г. Предмет исполнения – запретить Шишакову А.В. совершать сделки по отчуждению в отношении принадлежащего недвижимого, движимого и иного принадлежащего имущества в пределах суммы сумма в пользу взыскателя – фио По данному ИП необходимо вручить должнику требование о запрете совершать сделки и постановление о возбуждении исполнительного производства, после чего завершить ИП, окончив фактическим исполнением. То есть запрет Шишакову А.В. совершать сделки по отчуждению в отношении принадлежащего недвижимого, движимого и иного принадлежащего имущества заключается в официальном уведомлении должника о том, что до решения суда ему нельзя совершать сделки с принадлежащим ему имуществом. В рамках ИП СПИ фио направила запросы в банковские организации. После возбуждения, 14.12.2022г. ИП было передано в производство другому СПИ – фио Какие точно исполнительские действия были выполнены фио достоверно сообщить затрудняется, может предположить, что фио также были направлены запросы в банковские организации и регистрационные органы в отношении фио
01.06.2023г. в возбуждении уголовного дела в отношении судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Управления ФССП адрес фио, отказано на основании п.2 ч.1 адрес, то есть за отсутствием в его действиях состава преступления.
Таким образом, несмотря на отсутствие в судебном акте и исполнительном листе требований о взыскании денежных средств и требования об аресте денежных средств в кредитных организациях в пользу взыскателя судебными приставами ОСП адрес фио, фио, а также фио был запрошен объем информации о должнике, его имуществе, денежных средствах на расчетных счетах в различных кредитных учреждениях, который не требовался для исполнения в рамках предъявленного исполнительного документа.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу п.5 ст.4 Федерального закона №229-ФЗ ИП должно осуществляться с соблюдением принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Между тем, судом установлено, что исполнительный документ не содержит указания на арест денежных средств должника, исполнительный документ предполагал только вручение административному истцу требования о запрете совершения сделок и постановления о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, действия судебного пристава выходят за пределы предмета исполнения, изложенного в исполнительном документе.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспорены, доказательств обратного суду представлено не было.
При таких установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление о возбуждении исполнительного производства №209021/22/33001-ИП и действия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес в рамках исполнительного производства №209021/22/33001-ИП. являются незаконными.
В связи с указанными нарушениями со стороны сотрудников службы судебных приставов 23.12.2022г. Шишаковым А.В. подана жалоба на действия судебных приставов ОСП адрес.
В соответствии с ч.1 ст.126 Закона об исполнительном производстве жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на 10.04.2023г. ответа относительно сути указанного обращения в органы ФССП административным истцом получено не было.
Из пояснений представителя административного истца усматривается, что 11.04.2023г. представителю фио в ходе личного приема в ОСП адрес вручен документ, озаглавленный «по ИП №209021/22/33001», без указания даты его составления, подписанный судебным приставом-исполнителем фио
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктами 3, 6, 7 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений ФССП, а также решений, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Принимая во внимание, что по состоянию на 10.04.2023г. жалоба фио от 23.12.2022г. на действия судебного пристава-исполнителя не была рассмотрена в порядке подчиненности, суд приходит к выводу о наличии уважительной причины пропуска срока для подачи административного искового заявления об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление фио к УФССП по адрес, ОСП адрес о признании незаконными действий судебного пристава - удовлетворить.
Признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства №209021/22/33001-ИП.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес в рамках исполнительного производства №209021/22/33001-ИП.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Кунцевский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательно░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░