Судья – Довженко А.А. дело №33а-45261/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Казакова Д.А.,
судей: Шулико О.Г., Кривцова А.С.,
при секретаре Голубятниковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ТСН «Базовский» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов,
по апелляционной жалобе представителя правления ТСН «Базовский» < Ф.И.О. >4 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шулико О.Г., судебная коллегия,
установила:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов.
В обоснование административных исковых требований указано, что 09.08.2018 председателю ТСН «Базовский» было вручено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки в организации, которая была инициирована на основании распоряжения администрации муниципального образования г. Краснодар № 608-р от 06.08.2018. По мнению административного истца, инициация проведения документарной проверки в организации осуществлена со значительными нарушениями. В частности, административным ответчиком нарушен срок уведомления о проведении проверки, не представлены материалы предварительной проверки. Кроме того, не представлено обращения гражданина, на основании которого инициировано проведение проверки, не обоснованно запрошены документы, не относящиеся к предмету проверки.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2018 г. в удовлетворении требований ТСН «Базовский» к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения о проведении внеплановой проверки и требования о предоставлении документов отказано.
В апелляционной жалобе представитель правления ТСН «Базовский» < Ф.И.О. >4 просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме. Указав, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования г. Краснодар < Ф.И.О. >5 указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель правления ТСН «Базовский» < Ф.И.О. >4 ссылается на необоснованность доводов администрации муниципального образования г. Краснодар, просить решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, отзыв, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 6 августа 2018 г. администрацией муниципального образования г. Краснодар издано распоряжение № 608-р о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский».
Согласно пункта 6 распоряжения № 608-р от 6 августа 2018 г. целью проведения проверки является рассмотрение обращения от 29 июня 2018 г., задачами которого является - предупреждение, выявление и пресечение нарушение ТСН «Базовский» обязательных требований.
Срок проведения проверки определен с 9 августа 2018 г. по 5 сентября 2018 г.
В силу пункта 11 названного распоряжения предусмотрено проведение мероприятий по контролю для достижения целей и задач проведения проверки:
истребовать и рассмотреть документы и иную информацию о деятельности ТСН «Базовский», связанную с управлением многоквартирным домом.
Пунктом 13 оспариваемого распоряжения определен перечень необходимых к представлению документов, с марта 2018 года по июль 2018 года, в том числе копия Устава ТСН «Базовский» со всеми изменениями, сведения о наличии нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, с пояснением порядка расчета платы за горячее водоснабжение, о способе подключения данных нежилых помещений, о местах установления приборов учета, о порядке подключения нежилых помещений, сведения о контрольных съемах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды на примере квартир № 5, № 12, № 131, копии счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг на примере квартир № 5, № 12, № 131, письменное пояснение по порядку начисления платы за горячее водоснабжение на примере квартир № 5, № 12, № 131.
9 августа 2018 г. председателю ТСН «Базовский» было вручено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения ТСН «Базовский» обязательных требований действующего законодательства к использованию и сохранности жилищного фонда в указанный период, к которому было приложение письмо об истребовании документов.
Учитывая, что с настоящим иском в суд административный истец обратился 23 августа 2018 г. суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ТСН «Базовский» нарушен не был.
Рассматривая обоснованность и законность оспариваемого распоряжения судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктов 12, 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Поскольку администрация муниципального образования г. Краснодар, является органом местного самоуправления, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение № 608-р от 6 августа 2018 г. о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский» принято в пределах ее компетенции.
Согласно ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 названного Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ТСН «Базовский» явилось обращение гражданина < Ф.И.О. >6, вх. № 22-4851 от 29 июня 2018 г. о правильности начисления размера оплаты коммунальных услуг, что относится к перечню, установленному частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации такое обращение может поступить не только от собственников помещений, но и от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Таким образом, доводы жалобы о незаконности распоряжения № 608-р от 6 августа 2018 г. о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «Базовский» ввиду не поступления в адрес ТСН «Базовский» обращений от собственников помещений многоквартирного дома <...> <...> в г. Краснодаре судебная коллегия находит не состоятельными, равно как и доводы жалобы, о том, что администрацией муниципального образования г. Краснодар проведения проверки не согласовано с органами прокуратуры в соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку такая обязанность органа местного самоуправления не предусмотрена по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
Учитывая, изложенное, судебная коллегия соглашается с выводам суда первой инстанции, что администрация муниципального образования г. Краснодара при истребовании документов перечисленных выше действовала в пределах своей компетенции, поскольку право органа муниципального контроля запрашивать все необходимые документы для проведения полной и всесторонней проверки у организации прямо предусмотрено положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 названной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Однако в отношении ТСН «Базовский» было инициировано проведение внеплановой документарной, но не выездной проверки, вследствие чего требования части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на рассматриваемые правоотношения сторон не распространяются, поскольку положения статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о документарной проверке требования к сроку уведомления организации о начале ее проведения не содержат, в связи с чем судебная коллегия находит довод жалобы о нарушении административным истцом срока уведомления о проведении проверки несостоятельными.
Более того, время проведения проверки было определено периодом времени с 9 августа 2018 г. по 5 сентября 2018 г., о чем ТСН «Базовский» был извещен 9 августа 2018 г., что соответствует требованиям разумности. Права административного истца в указанной части нарушены не были, что подтверждается представлением административным истцом 13 августа 2018 г. заявления по факту проведения проверки.
Доводы жалобы о том, что нарушено право административного истца тем, что ему не представлены материалы проверки несостоятельны, поскольку согласно пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, однако доказательств обращения ТСН «Базовский» с заявлением об ознакомлении с какими-либо документами или информацией в адрес администрации муниципального образования г. Краснодар в материалах дела не имеется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводам суда первой инстанции о том, что действия органа местного самоуправления законны и обоснованы, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя правления ТСН «Базовский» < Ф.И.О. >4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2018г.