Дело № 2-1191/2018
24RS0004-01-2018-000856-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
при секретаре Медюк Р.В.,
с участием помощника прокурора Березовского района Шаталова Р.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Лобанова ФИО6 к Управлению социальной защиты населения администрации Березовского района о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района, действующий в интересах Лобанова Д.И., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Березовского района о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что Лобанов Д.И. является инвалидом 3 группы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> и имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг. Лобанов Д.И. пользовался данной мерой социальной поддержки до 01.11.2017 года, однако в связи с наличием у Лобанова Д.И. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца, ответчиком <дата> принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки с <дата>, которое прокурор считает незаконным, так как, согласно ст. 20.1 закона Красноярского края от <дата> № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района о прекращении с <дата> предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы Лобанову Д.И. незаконным; обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> возобновить предоставление инвалиду 3 группы Лобанову Д.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с <дата>.
Представитель истца - помощник прокурора Березовского района Шаталов Р.О., действуя в интересах Лобанова Д.И., исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Истец Лобанов Д.И. в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как у Лобанова Д.И. имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более чем за два месяца.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 указанного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Пунктом 2 части 1 ст. 5 Закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 этого же Закона предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Следовательно, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг.
Как установлено в судебном заседании, Лобанов Д.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
В соответствии со справкой МСЭ-2015 № Лобанов Д.И. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, бессрочно.
В соответствии с протоколами назначения «Субсидия отдельным категориям граждан» от <дата> Лобанову Д.И., как инвалиду 3 группы, предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно льготы по оплате отопления, оплате холодного и горячего водоснабжения, оплате водоотведения, оплате горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды, электроэнергию в размере 50 %.
В соответствии с протоколами приостановки выплаты от <дата>, Лобанову Д.И. приостановлена выплата меры социальной поддержки с <дата> по причине задолженности по оплате ЖКУ.
<дата> Управлением социальной защиты населения Березовского района составлены протоколы закрытия предоставления мер социальной поддержки Лобанову Д.И. с <дата> по причине задолженности по оплате ЖКУ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о незаконности решения УСЗН Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки инвалиду 3 группы Лобанову Д.И., так как данное решение противоречит п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», поскольку прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Органы местного самоуправления Красноярского края указанным Законом лишены права принятия решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Березовского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с <дата> инвалиду 3 группы Лобанову ФИО7.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с <дата> инвалиду 3 группы Лобанову ФИО8.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Березовский районный суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>
Копия верна
Судья: Е.С.Лапунова