дело № 2-7658/2022
УИД 77RS0010-02-2022-013154-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Москва 15 декабря 2022 года
Измайловский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сапрыкиной Е.Ю., при секретаре А*, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К1 к О1, К2 о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец К1 обратилась в суд с иском к ответчикам О1, К2 о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки, мотивируя свои требования тем, что она (истец) является дочерью О1 и в мае 2022 узнала о том, что между О1 и К2 был заключен договор купли-продажи принадлежащей О1 квартиры, расположенной по адресу: ***, после чего собственником этой квартиры стал К2. Однако О1 в силу возраста и состояния своего здоровья в момент заключения сделки купли-продажи квартиры не была способна понимать значение своих действий и руководить ими, К2 заключил с ней данную сделку обманным путем, а также не передал деньги за купленную квартиру. В связи с указанным истец просит на основании ст.ст. 167, 168, 177 ГК РФ признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи квартиры, заключенный между О1 и К2, применить последствия недействительности данной сделки – признать недействительной запись в ЕГРН о регистрации права собственности на указанную квартиру за К2.
Истец К1 в судебное заседание не явилась, обеспечив явку представителя, который исковые требования поддержал.
Ответчики О1, К2 в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве в судебное заседание не явился, отзывов на иск не представлено.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество
В соответствии с ч. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 433, ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч. 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершённая гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В соответствии с ч. 2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Судом установлено, что ответчик О1 являлась собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***, кадастровый № ***, в которой она зарегистрирована по месту жительства по настоящее время.
14.05.2013 между ответчиками О1 (продавец) и К2 (покупатель) был заключен Договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым продавец продала покупателю в собственность указанную квартиру за *** руб.
Договор купли-продажи квартиры (далее – ДКП) и переход права собственности на неё к покупателю К2 были зарегистрированы в ЕГРН 24.05.2013.
В соответствии с п. 8 ДКП – продавец зарегистрирована в данной квартире и сохраняет право пожизненного пользования данной квартирой.
Согласно подписанного ответчиками Акта передачи недвижимости от 06.06.2013, продавец передала, а покупатель принял указанную квартиру в соответствии с ДКП, подписанным 14.05.2013, расчеты между сторонами произведены полностью.
В обоснование заявленных требований о признании указанного ДКП квартиры недействительным истец ссылается на то, что О1 (продавец) на период заключения сделки продажи принадлежавшей ей квартиры находилась в таком состоянии, когда не была способна понимать значение своих действий и руководить ими.
Для проверки указанных доводов истца по делу была назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза в отношении О1, проведение которой было поручено ГБУ здравоохранения г. Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».
Согласно заключения комиссии экспертов по амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе ГБУЗ «ПКБ № 1 им А.Н. Алексеева ДЗМ» № 369-4 от 20.10.2022, О1 обнаруживала на момент подписания договора купли-продажи от 14.05.2013 и обнаруживает в настоящее время психическое расстройство в форме ***, однако анализ представленной медицинской документации, материалов гражданского дела и данные проведенного обследования свидетельствуют о том, что на момент подписания договора купли-продажи от 14.05.2013 указанные изменения психики О1 не были выражены столь значительно, не сопровождались грубым интеллектуально-мнестическим снижением, какой-либо психотической симптоматикой, признаками нарушения сознания, нарушением критических и прогностических функций, и не лишали её способности понимать значение своих действий и руководить ими.
У суда нет оснований не доверять выводам судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена незаинтересованными в исходе дела квалифицированными специалистами, имеющими необходимые специальные познания и стаж экспертной работы, которые были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, выводы экспертов основаны на оценке представленных материалов дела, медицинских документов и непосредственного общения в ходе обследования при проведении экспертизы с самой О1.
Тем самым, не представлено доказательств, что на момент совершения сделки договора купли-продажи квартиры О1 находилась в таком состоянии, когда не была способна понимать значение своих действий и руководить ими.
Доводы истца о том, что указанный ДКП был заключен ответчиком К2 обманным путем – ничем не подтверждены и опровергаются пояснениями О1 в судебном заседании, из которых следует, что она понимала, что продает квартиру К2, совершила данную сделку добровольно, никакого её обмана со стороны К2 в данной сделке не было, она получила деньги от продажи квартиры и проживает в этой квартире, как и предусмотрено договором. При этом именно К2 и его семья оказывают ей необходимую помощь и поддержку, в то время как с истцом К1 сложились конфликтные отношения из-за её поведения, она помощи не оказывала и не оказывает.
Доводы истца о том, что К2 не является добросовестным приобретателем квартиры, поскольку со слов О1 он не передал денежные средства за приобретенную квартиру – не являются основаниями для признания ДКП квартиры недействительным. Кроме того, данные доводы истца суд находит надуманными, так как они опровергаются пояснениями О1 в судебном заседании о том, что она получила от К2 денежные средства за продажу квартиры.
Таким образом, не имеется оснований по приведенным истцом доводам для удовлетворения исковых требований о признании недействительным (ничтожным) заключенного между О1 и К2 Договора купли-продажи квартиры от 14.05.2013, зарегистрированного в ЕГРН 24.05.2013, и, следовательно, для применения последствий недействительности данной сделки, в том числе в виде признания недействительной записи в ЕГРН о регистрации права собственности на указанную квартиру за К2.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований К1 к О1, К2 о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Измайловский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.12.2022 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
6