Дело № 2-1845/2021
УИД590035-01-2021-002562-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 08 сентября 2021 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Игнатовой М.С.,
при секретаре судебного заседания Вавилиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЖС Комфорт» (далее – ООО «ЖС Комфорт») к Перегудовой Л.В. об устранении препятствий в доступе в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
истец ООО ««ЖС Комфорт» обратился в суд с иском к Перегудовой Л.В. об устранении препятствий в доступе в жилое помещение. Требования мотивированы тем, что 23.10.2019 года проведена внеплановая проверка жилого дома по <...>, в ходе которой выявлены нарушения по содержанию многоквартирного дома. Данные нарушения зафиксированы в Актах осмотра № от 23.10.2019 года и № от 20.01.2020 года. По результатам проведенной проверки истцу было внесено предписание № от 23.10.2019 года, сроки которого продлевались предписаниями № от 05.02.2021 года и № от 18.05.2021 года. Согласно данного предписания квартире № по адресу: <...> выявлены неисправность полового покрытия в жилом помещении квартиры № (п. 4.4.3, 4.4.8 ПиНТЭЖФ), и необходимость устранить нарушения.
В рамках выполнения требований предписания ООО ««ЖС Комфорт» разработан, а Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края утвержден план работ по устранению выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Работниками ООО ««ЖС Комфорт» неоднократно предпринимались попытки получить доступ в квартиру № дома по <...>, у Перегудовой Л.В., которая неоднократно отказывала в допуске в квартиру для проведения утвержденных работ на общем имуществе в рамках выполнения предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, что подтверждается письменными отказами.
С учетом изложенного, истец просит обязать Перегудову Л.В. (собственника квартиры № по <...>) прекратить препятствовать в доступе к общему имуществу работников ООО «ЖС Комфорт», прекратить чинить препятствия в проведении утвержденных ремонтных работ во исполнение вынесенного предписания № от 23.10.2019 года, № от 05.02.2021 года и № от 18.05.2021 года.
В судебное заседание представитель истца ООО «ЖС Комфорт», извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, не явился. 30.08.2021 года представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истцом неоднократно предпринимались попытки получить доступ в жилое помещение для устранения выявленных Инспекцией нарушений, путем звонков ответчику, однако последняя отказывалась от представления доступа в ее жилое помещение. Отметила, что в производстве Соликамского городского суда в настоящее время имеется дело по иску Перегудовой Л.В. к администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности принять на баланс в муниципальную собственность жилое помещение – <...>.
Ответчик Перегудова Л.В., будучи надлежащим образом уведомленной о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимала, ходатайств об отложении, об уважительности причин неявки, возражений не направила.
Определением от 02.08.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, администрация Соликамского городского округа.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. Администрация Соликамского городского округа против удовлетворения заявленных требований не возражала, при наличии в материалах дела достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих заявленные доводы.
Суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, надзорное (наблюдательное) производство №, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что на основании постановления администрации <данные изъяты> от 23.08.2016 года № на основании заключения специализированной организации ОООО «<данные изъяты>» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения граждан был установлено до 31.12.2020 года.
Постановлением администрации <данные изъяты> № от 12.02.2020 года «О внесении изменений в постановление администрации г<данные изъяты> от 23.08.2016 года № «О признании многоквартирного дома № по <...> аварийным и подлежащим сносу» внесены изменения, срок сноса дома и отселения граждан установлен – 2024 год, мероприятия по сносу и расселению граждан – 2025 год.
Многоквартирный дом № по <...> включен в Муниципальную адресную программу <данные изъяты> по переселению граждан из аварийных домов на 2019-2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 года №, в реестре муниципальной собственности жилое помещение № по указанному адресу не значится.
Согласно письма отдела по жилищной политике администрации <данные изъяты> от 13.07.2021 года №, в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 гг., по этапу 2021 года сложилась экономия, на которую планируется расселить собственников многоквартирного дома по адресу: <...>. В настоящее время проводятся мероприятия по переселению данного многоквартирного дома, а именно принято Постановление администрации <данные изъяты> от 12.07.2021 года № «Об изъятии земельного участка с кадастровым № и жилых помещений по <...>», согласно которому принято решение: изъять для муниципальных нужд Соликамского городского округа в целях сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым № площадью <данные изъяты>., на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <...>; изъять жилые помещения в многоквартирном <...>, в том числе жилое помещение №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, квартира №, расположенная по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ответчику Перегудовой Л.В.
Исходя из договора на аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирных домов от 13.09.2018 года ООО «ЖС Комфорт» (Подрядчик) осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание (принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения), в том числе многоквартирного дома по <...>.
23.10.2019 года проведена внеплановая проверка жилого дома по <...> края, в ходе которой выявлены нарушения по содержанию многоквартирного дома. Данные нарушения зафиксированы в Актах осмотра № от 23.10.2019 года и № от 20.01.2020 года.
По результатам проведенной проверки ООО «ЖС Комфорт» было внесено предписание № от 23.10.2019 года, сроки исполнения которого продлевались предписаниями № от 05.02.2021 года и № от 18.05.2021 года. Согласно данного предписания квартире № по адресу: <...> выявлены неисправность полового покрытия (повышенная зыбкость и прогибы половой доски) в жилом помещении квартиры № (п. 4.4.3, 4.4.8 ПиНТЭЖФ), и необходимость устранить нарушения. Сроки устранения указанных выше нарушений по квартире № продлены до 31.08.2021 года.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края собственнику квартиры № 3 по <...> Перегудовой Л.В. сотрудниками ООО «ЖС Комфорт» выдавались предписания о предоставлении доступа в квартиру 12.04.2021 года, 10.03.2021 года, 24.03.2021 года, в которых указано, что двери квартиры никто не открыл. Согласно актам об отказе в доступе в жилое помещение, составленным 12.04.2021 года, 10.03.2021 года, 24.03.2021 года в присутствии сотрудников ООО «ЖС Комфорт», жильцов дома по <...>, Перегудова Л.В., собственник квартиры №, не предоставляет доступ в жилое помещение для проведения ремонтных работ полового покрытия в помещении (л.д. 11-16).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подп. «е» п. 34 указанных Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подп. «е» п. 3 Правил № 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
С учетом изложенного, истец имел полное право как организация, осуществляющая аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, требовать доступа в жилое помещение для исполнения предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края. Более того, в рамках спорных правоотношений требование истца было обусловлено необходимостью исполнения предписания, предотвращением возможных аварийных ситуаций, поскольку дом признан аварийным, подлежащим сносу. Такое право имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе и не зависит от конкретных обстоятельств, установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Так, ответчик была надлежащим образом уведомлена о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение в конкретную дату и время, до настоящего времени ответчик такой доступ не обеспечила, ремонтные работы по замене полового покрытия в подсобном помещении кухни указанной квартиры до настоящего времени не произведены, что подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе актами ООО «ЖС Комфорт», достоверность которых надлежащими доказательствами не опровергнута. В свою очередь, иная дата и время проведения работ ответчиком не были предложены. Доказательств того, что доступ в спорную квартиру 12.04.2021 года, 10.03.2021 года, 24.03.2021 года невозможно было предоставить по объективным причинам, материалы дела не содержат.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что со стороны ответчика чинятся препятствия работникам ООО «ЖС Комфорт» для доступа в квартиру с целью ремонта полового покрытия в жилом помещении квартиры №, расположенной на <данные изъяты> этаже многоквартирного дома по <...>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования об обязании обеспечить представителям ООО «ЖС Комфорт» доступ в квартиру Перегудовой Л.В. для ремонта полового покрытия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЖС Комфорт» к Перегудовой Л.В. об устранении препятствий в доступе в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Перегудову Л.В., <дата> года рождения, предоставить работникам Общества с ограниченной ответственностью «ЖС Комфорт» и (или) уполномоченным им лицам в заранее согласованное время доступ в жилое помещение по адресу: <...> во исполнение вынесенных Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края предписаний № от 23.10.2019 года, № от 05.02.2021 года и № от 18.05.2021 года, не чинить препятствия в проведении утвержденных ремонтных работ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 15.09.2021 года.
Судья М.С. Игнатова