№ 2-552/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года г.Давлеканово РБ
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Зайнеева Т.Р.,
с участием прокурора Гильметдинова В.И.,
при секретаре Бойко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан в интересах Мухарямова Р.Р. к администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации МР Давлекановский район РБ в интересах Мухарямова Р.Р., в котором просит обязать ответчика обеспечить Мухарямова Р.Р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого фонда.
Прокурор Гильметдинов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Истец Мухарямов Р.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии ответчика.
Выслушав прокурора, истца, исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 25 Всеобщей Декларации прав человека, в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательной организации, а также в организациях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Мухарямов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц детей-сирот.
Согласно адресной справки и паспорта гражданина РФ Мухарямов Р.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес>, постоянно проживает по адресу: <адрес>
Из информации представленной Управлением Росреестра по РБ, следует, что сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные за Мухарямовым Р.Р., отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции Закона от 31 октября 2011 года № 451-з, действующей с 01 января 2012 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона РБ от 4 декабря 2012 №609-з) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с ч.1 ст.92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещения специализированного жилищного фонда отнесены в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Мухарямов Р.Р., относясь к категории детей-сирот, нуждается в жилом помещении, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению благоустроенного жилого помещения на момент судебного разбирательства фактически не исполнена, суд оснований для отказа в предоставлении жилого помещения не находит. Предоставляемое жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку на день рассмотрения спора договор социального найма с Мухарямовым Р.Р. не заключен, в собственности жилья у него нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан поданного в защиту интересов Мухарямова Р.Р. к администрации муниципального района Давлекановский район Республика Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан предоставить Мухарямову Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное в пределах территории муниципального образования и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РБ, в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Давлекановский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись:
Копия верна. Судья: Т.Р.Зайнеев
Подлинник решения подшит в деле №2-552/2018 Давлекановского районного суда РБ.