№ 2-3672/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.
при секретаре Плотко Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григас Н.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском по следующим основаниям. Она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в ее заявлении отказано. Ответчиком не учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом. С указанным решением истец не согласна. Просит обязать ответчика учесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом: в 2007 году – 8 дней, в 2008 году – 14 дней, в 2009 году – 26 дней, в 2010 году – 14 дней, в 2011 году – 11 дней, в 2012 году – 6 дней, в 2013 году – 8 дней, в 2014 году – 6 дней, в 2015 году – 4 дня, в 2016 году – 6 дней; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением судьи от 19.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица с учетом положений ст.43 ГПК РФ привлечено ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела.
В судебном заседании представитель истца Золотая И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Филатов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» Великжанин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, лицевые счета за 2013, 2014 годы, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Григас Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) истцу сообщено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ не могут быть учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом: в 2007 году – 8 дней, в 2008 году – 14 дней, в 2009 году – 26 дней, в 2010 году – 14 дней, в 2011 году – 7 дней, в 2012 году – 6 дней, в 2013 году – 8 дней, в 2014 году – 6 дней, в 2015 году – 4 дня, в 2016 году – 6 дней, так как зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрен Правилами № 516.
При этом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 27 лет 10 месяцев 11 дней, что меньше требуемого стажа – 30 лет.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление № 665).
В соответствии с пп.«н» п.1 и п.3 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список № 464);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1066);
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления таких периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (далее – Список № 781 и Правила № 781).
Согласно названым Спискам и Правилам в специальный стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке истца она ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода из <данные изъяты> на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> реорганизовано в форме слияния с образованием <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> на время отсутствия основного работника, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>, продолжает работать по настоящее время.
Относительно требования истца о включении в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (в редакции от 25.03.2019), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
Часть 1 статьи 262 Трудового кодекса РФ предусматривает дополнительную гарантию для одного из родителей (опекуна, попечителя), которому необходимо ухаживать за ребенком-инвалидом: такому лицу по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048, в соответствии с п.п.2, которых одному из родителей предоставляются по его заявлению 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом работодателя.
Согласно п.12 Правил оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).
Истец, воспитывающая ребенка-инвалида, состоит в трудовых отношениях, и применительно к пенсионному обеспечению может быть назначена льготная пенсия по старости.
В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что дополнительные дни отдыха по уходу за ребенком-инвалидом предоставлялись истцу на основании соответствующих приказов, производилась оплата указанных дней. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами, а также лицевыми счетами.
Согласно справке, уточняющей характер работ или условия труда, выданной ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница», истцу предоставлялись следующие дни по уходу за ребенком-инвалидом: в 2007 году (8 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2008 году (14 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2009 году (26 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2010 году (13 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2011 году (7 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2012 году (6 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2013 году (8 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2014 году (6 дней) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2015 году (4 дня) – ДД.ММ.ГГГГ; в 2016 году (6 дней) – ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств предоставления истцу большего количества дополнительных дней для ухода за ребенком-инвалидом суду не представлено.
Учитывая изложенное, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом в 2007 году – 8 дней, в 2008 году – 14 дней, в 2009 году – 26 дней, в 2010 году – 13 дней, в 2011 году – 7 дней, в 2012 году – 6 дней, в 2013 году – 8 дней, в 2014 году – 6 дней, в 2015 году – 4 дня, в 2016 году – 6 дней подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (в календарном исчислении).
В отношении требований истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в периоды ее работы она направлялась на курсы повышения квалификации (ДД.ММ.ГГГГ), о чем издавались соответствующие приказы, что подтверждается сведениями, содержащимися в справке уточняющей характер работ или условия труда, выданной <данные изъяты>, представленными в материалы дела свидетельствами, сертификатами.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Как следует из пп.«ж» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Согласно ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (действ. до 02.02.2012), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий» (действ. до 15.10.2011) повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора и на основании ст.ст.187, 196 ТК РФ эти периоды подлежат соответствующему учету, поскольку за работником в период обучения сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
Учитывая изложенное, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат учету периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Григас Н.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Григас Н.Б. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ; дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом в 2007 году – 8 дней, в 2008 году – 14 дней, в 2009 году – 26 дней, в 2010 году – 13 дней, в 2011 году – 7 дней, в 2012 году – 6 дней, в 2013 году – 8 дней, в 2014 году – 6 дней, в 2015 году – 4 дня, в 2016 году – 6 дней (в календарном исчислении).
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Григас Н.Б. государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2019.