Дело №2-378(2017г.)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» мая 2017 г. с.Кондоль
Пензенский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Пензенского района Пензенской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Пензенского района Пензенской области через представителя, действующего на основании доверенности Кузнецова Д.А., обратилась в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области с вышеуказанным иском, указав следующее.
В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными.
Во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Главой администрации Кондольского района Пензенской области было принято Постановление №84-д от 24.06.1994г. «О выдаче свидетельств, гражданам (владельцам) земельных паёв, используемых на правах коллективно-долевой собственности, в сельскохозяйственных предприятиях района» и Распоряжение от 12.02.2001г. №41 «О внесении дополнения к Постановлению Главы администрации Кондольского района №84-д от 24.06.1994г. «О выдаче свидетельств гражданам (владельцам) земельных паев, используемых на правах коллективно-долевой собственности в сельскохозяйственных предприятиях района». В соответствии с которым были бесплатно переданы участки общей площадью 60550 га в обще – долевую собственность и закреплено 5070 земельных долей, из них за СПК «Новопавловский» было закреплено 6388 га, из которых 4957 га пашни, и 556 земельные доли переданы гражданам.
В указанном списке среди прочих указаны и лица, земельные доли которых невостребованные.
В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 статьи 12.1. Закона об обороте, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 12.1. Закона об обороте (далее - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Земельный участок с кадастровым номером 58:13:0000000:30, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Покрово-березовского сельсовета Пензенского района Пензенской области.
В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1. Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Покрово-березовского сельсовета составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (Список невостребованных земельных долей).
Данный список был опубликован в приложении к газете «Пензенская правда» от 31 января 2012 года № 8.
С момента публикации 31.01.2012 до 25.05.2015 возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей в администрацию Покрово-березовского сельсовета не поступали. Собрание участников долевой собственности, которое было назначено на 27 июня 2012 года в 13.00 часов в здании СДК с. Новопавловка по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Новопавловка, ул.Даманская, д. 12, не состоялось (присутствовало менее 20 процентов участников долевой собственности). По истечении четырех месяцев со дня публикации невостребованных земельных долей администрация Покрово-березовского сельсовета постановлением от 25.09.2013 № 32 «Об утверждении списков невостребованных земельных долей» на территории Покрово-березовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» утвердила указанные списки.
Ввиду отсутствия сведений у истца о том, что данное имущество является выморочным, а согласно действующему законодательству выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в том числе в собственность Российской Федерации, ответчиком выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, как орган, осуществляющий в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального, а также осуществляющий контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрация Пензенского района Пензенской области Пензенского района Пензенской области просили суд прекратить права собственности принадлежащие Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10 на земельные доли, из состава земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенного в границах администрации Покрово-Березовского сельсовета Пензенского района, общей площадью 11,48 га каждая. Признать за администрацией Пензенского района Пензенской области право собственности на невостребованные земельные доли, принадлежащие Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10 в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером № площадью по 11,48 га каждая.
В судебном заседании представитель администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области действующая на основании доверенности Патложа Н.В. исковые требования уточнила, просила признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Пензенский район Пензенской области на невостребованные земельные доли, площадью 11,48 га каждая, принадлежавшие Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9 и Ф.И.О.10, входящие в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, СПК «Новопавловский», по тем основаниям, что вышеперечисленные собственники долей умерли, наследство после их смерти никто не принял.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, руководитель Дорофеев К.Ю.. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в предоставленном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области и исключить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области из числа ответчиков.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований - Управления Росреестра по Пензенской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца Патложу Н.В., исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из Постановления Главы Администрации Кондольского района Пензенской области № 84-д от 24.06.1994г. «О выдаче свидетельств, гражданам (владельцам) земельных паев, используемых на правах коллективно-долевой собственности, в сельскохозяйственных предприятиях района» руководителям сельскохозяйственных предприятий района предложено уточнить списки собственников имеющих право на получение земельный долей; комитету по земельным ресурсам и землеустройству района предложено обеспечить выдачу свидетельств на право собственности на землю владельцам земельных долей в сельхозпредприятиях района.
Земельный участок с кадастровым номером №, относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, вид права – общая долевая собственность, размер каждой доли – 1/556. Правообладателями данного земельного участка являлись: Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10.
Право общей долевой собственности на земельные доли указанные граждане в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировали.
Свидетельствами о праве общей долевой собственности на землю по адресу: АКХ «Новопавловская» площадью 11,48 га, подтверждается, что свидетельства на право собственности на землю выданы: Ф.И.О.1 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.2 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.3 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.4 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.5 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.6 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.7 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.8 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.9 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.); Ф.И.О.10 № (регистрационная запись № от 10.08.1994г.) (л.д. 13-21).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В суд не представлено доказательств тому обстоятельству, что Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10, передавали указанные земельные доли в аренду, либо распорядились ими иным образом в период времени более трех лет подряд.
Свидетельствами на право собственности на землю (л.д. 13-21) подтверждается, что Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10 были выданы земельные доли площадью 11,48 га каждая на праве общей долевой собственности на землю, по адресу: АКХ «Новопавловская».
В деле имеются копии актовых записей, подтверждающих факт смерти: Ф.И.О.1, Ф.И.О.3, Ф.И.О.8, Ф.И.О.10.
Согласно информации нотариуса Калмыковой А.Г. наследственных дел к имуществу: Ф.И.О.1, Ф.И.О.3, Ф.И.О.8, Ф.И.О.10, не имеется.
СПК «Новопавловский» ликвидирован.
Администрация Пензенского района Пензенской области, является органом местного самоуправления, который вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. п. 3-5, 7-8 ст. 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В судебном заседании установлено, что администрацией Покрово-Березовского сельсовета Пензенского района Пензенской области был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 ст. 12.1 и земельные доли, которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 ст. 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В указанный список включены: Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10 (л.д. 24).
Список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности был опубликован в газете «Пензенская правда», что подтверждается данными газеты «Пензенская правда» № 8 от 31 января 2012 года, раздел Деловая информация.
Суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления был соблюден порядок и условия, предусмотренные ст. 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9, Ф.И.О.10.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области не представило в суд доказательства, подтверждающие намерение распорядиться земельными долями и об истребовании данных доказательств не ходатайствовало.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, гражданские права и обязанности возникают в частности из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч.1 ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленного искового требования о признании права муниципальной собственности муниципального образования Пензенский район Пензенской области на невостребованные земельные доли принадлежавшие Ф.И.О.1 и Ф.И.О.3 в праве общей долевой собственности на земельный участок расположенный по адресу: Пензенская область, Пензенский район, ориентир СПК «Новопавловский».
Согласно ч. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с ч. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Принимая во внимание, что собственники невостребованных земельных долей Ф.И.О.1 (Дата) года рождения умер (Дата), Ф.И.О.3 (Дата) года рождения умерла (Дата), наследственные дела после их смерти не заводились, т.е. никто из наследников не принял наследство, имущество умерших считается выморочным и, следовательно, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области является надлежащим ответчиком по делу.
При указанных обстоятельствах суд находит иск администрации Пензенского района Пензенской области к Территориальному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли подлежащим удовлетворению в части признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли принадлежавшие Ф.И.О.1 (Дата) года рождения умершему (Дата) и Ф.И.О.3 (Дата) года рождения умершей (Дата).
В остальной части исковые требования администрации Пензенского района Пензенской области к Территориальному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт смерти Ф.И.О.2, Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7 и Ф.И.О.9. Собственники долей Ф.И.О.8 и Ф.И.О.10 умерли, их имущество по наследству не переходило, однако свидетельств на право собственности на землю на имя Ф.И.О.8 и Ф.И.О.10, суду не предоставлено.
Администрация Пензенского района Пензенской области является органом местного самоуправления МО Пензенский район Пензенской области.
В соответствии с под. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» агентство является федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика - Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Пензенского района Пензенской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, удовлетворить частично.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Пензенский район Пензенской области на две невостребованные земельные доли, общей площадью 22, 96 га, в том числе каждая площадью 11,48 га, принадлежавшие Ф.И.О.1, (Дата) года рождения, умершему (Дата) и Ф.И.О.3, (Дата) года рождения, умершей (Дата), входящие в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, ориентир СПК «Новопавловский».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий