Дело № 33-7650/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 25 ноября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.,
судей: Моргунова Ю.В., Дорожко С.И.,
при секретаре: Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «Славянка», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес>,
с апелляционными жалобами ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, АО «Ремонтно-эксплуатационное управление», АО «Славянка» на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее ФГКУ «ДТУИО» МО РФ), филиалу «Хабаровский» ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее ОАО «РЭУ») о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес>.
В обоснование искового заявления указано, что собственником специализированного жилищного фонда Пограничного района Приморского края, включающего <адрес>, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В силу ст.ст. 60, 99 Жилищного Кодекса РФ, ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 11, 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник обязан обеспечить оснащение многоквартирного дома, в том числе коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), и его ввод в эксплуатацию. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 643-р и Государственным контрактом от 01.11.2012 г. № – ОАО «РЭУ» является единственным поставщиком тепловой энергии и оказывает услуги теплоснабжения на объектах Минобороны РФ, в том числе в многоквартирных жилых домах военного городка №. 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста-эксперта Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при эксплуатации коммунально-жилищного фонда Минобороны России. Проверкой установлено, что в многоквартирном жилом доме <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, что противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права проживающих в доме граждан, размер платы которых за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия приборов учета потребляемой воды, тепловой и электрической энергии.
Определениями судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.05.2015г., 11.06.2015г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ОАО «Славянка», Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 07.08.2015г. исковые требования - удовлетворены. На Министерство обороны РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ» возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес> и ввести данный прибор в эксплуатацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Врио начальника ФГКУ «ДТУИО» МО РФ Сапегин А.Б. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, выводы которого не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие у прокурора права на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку состав лиц, проживающих в спорном доме, можно индивидуализировать. Заявленные к Министерству обороны РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ требования о понуждении установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не могли быть удовлетворены, поскольку основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за исполнением и сохранностью имущества Вооруженных сил по решениям (заданиям) Министерства обороны РФ и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. Из ответа Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ следует, что вопросы оснащения материально-технической базы Министерства обороны РФ приборами учета энергоресурсов относятся к компетенции Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ в соответствии с его Положением от 22.04.2013 г. № 305.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «РЭУ» по доверенности Акимова О.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым обязанность по установке и введению в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) возложить на Министерство обороны РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ссылаясь на то, что по передаточному акту от 01.04.2011г. объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ «Пограничная КЭЧ района», включая военный городок №, переданы ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, которое в соответствии с уставом осуществляет решение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил, а также управление и распоряжение имуществом Вооруженных сил РФ по решениям Министерства обороны РФ, в связи с чем, права и обязанности Пограничной КЭЧ перешли к ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В соответствии с положениями ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопросы установки общедомовых приборов учета решаются совместно с одной стороны ресурсоснабжающими организациями и с другой стороны собственником либо уполномоченным им лицом, либо лицом ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в МКД путем заключения договора в Порядке, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149. Министерство обороны РФ является собственником специализированного жилищного фонда, в который входит рассматриваемый многоквартирный дом, а ФГКУ «ДТУИО» МО РФ – уполномоченным собственником лицом, у которого имеется обязанность по несению расходов на капитальный ремонт домов и которое не решало вопрос по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Таким образом, требования прокурора к ФГКУ «ДТУИО» МО РФ и Министерству обороны РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а к ОАО «РЭУ» - нет, поскольку в обязанности последнего входит только поставка тепловой энергии.
В апелляционной жалобе представитель АО «Славянка» по доверенности Малкина Е.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым обязанность по установке и введению в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) возложить на Министерство обороны РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ссылаясь на то, что исковые требования предъявлены и решение суда вынесено в отношении ненадлежащего ответчика ОАО «Славянка», так как в связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2014 г., наименование Общества изменено на акционерное общество «Славянка», данные изменения внесены и зарегистрированы в налоговом органе. Собственником многоквартирного жилого дома, расположенного в военном городке №, является Министерство обороны РФ, уполномоченным лицом которого является ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, которому по передаточному акту от 01.04.2011г. переданы и закреплены на праве оперативного управления объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ «Пограничная КЭЧ района» МО РФ, включая военный городом №. Учитывая данные обстоятельства и положения ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) должна быть возложена только на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и Министерство обороны РФ.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует не в полной мере.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что состав лиц, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и обязанных оплачивать коммунальные услуги может постоянно изменяться, при этом законодателем установлена необходимость обязательного учета потребляемых энергоресурсов, в связи с чем, иск прокурора затрагивает интересы неопределенного круга лиц, направлен на защиту интересов РФ; что действующим законодательством обязанность по установке приборов учета возложена как на собственника многоквартирного дома, которым является Министерство обороны РФ, при этом имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО»МО РФ, на управляющую организацию, которой по договору от 02.08.2010 г. управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России является ОАО «Славянка»Ю, так и за счет собственника на ресурсоснабжающую организацию, которой по государственному контракту от 01.11.2012 г. по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России является ОАО «РЭУ», на которую законом возложена обязанность по оснащению многоквартирного дома прибором учета используемого коммунального ресурса в случае, если собственники помещений не обеспечили такое оснащение, тогда как, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, к компетенции которого относятся вопросы оснащения материально-технической базы Минобороны России приборами учета энергоресурсов, является структурным подразделением Минобороны России.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом <адрес> относится к федеральной собственности и находится на балансовом учете ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.
Управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России и предоставление коммунальных услуг гражданам осуществляет ОАО «Славянка».
Коллективный (общедомового) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в указанном доме отсутствует.
Возлагая обязанность по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета на Минобороны России, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ» суд первой инстанции не указал, какие действия для надлежащего исполнения решения суда должны совершить каждый из ответчиков, что не соответствует требованиям ст.ст. 2, 13, 198, 206, 207 ГПК РФ.
Решение суда об удовлетворении иска должно защищать нарушенные права истца, в данном случае неопределенного круга лиц, и быть исполнимым, иначе искажается суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения.
Согласно ч. 1 ст. 163 Жилищного кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 643-р ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций и на основании Государственного контракта от 01.11.2012 г. № оказывает услуги теплоснабжения на объектах Минобороны России, в том числе в многоквартирных жилых домах военного городка №.
По договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО «Славянка», как управляющая компания, в том числе осуществляющая управление спорным многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частями 5, 9, 12 ст.13 ФЗ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае если собственники жилых домов до 01.07.2012 г. не исполнят обязанность по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, действия по оснащению приборами учета в срок до 01.07.2013 г. обязаны совершить организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанность по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В силу указанных положений, а также требований ст.162 Жилищного кодекса РФ, п.п. 10-11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, - лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Одним из таких мероприятий является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, именно ОАО «Славянка», как лицо, ответственное за содержание спорного многоквартирного дома, независимо от действий собственника многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Доводы апелляционной жалобы ОАО «Славянка» о том, что из-за изменения наименования Общества на АО «Славянка» решение суда вынесено в отношении ненадлежащего ответчика ОАО «Славянка», судебная коллегия отклоняет, поскольку наименование Общества изменено на АО «Славянка» в связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ, который вступил в силу с 01.09.2014 г., тогда как решение судом первой инстанции принято 07.08.2015 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении на Минобороны России, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ОАО «РЭУ» обязанности осуществить действия по установке и вводу прибора учета в эксплуатацию, не соответствует обстоятельствам дела, основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции, принятое в отношении данных ответчиков, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «Славянка», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес> - отменить в части удовлетворения иска к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и ОАО «РЭУ» и принять в указанной части новое решение, которым:
- В удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес> – отказать.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Славянка» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий О.М. Шилова
Судьи Ю.В. Моргунов
С.И. Дорожко