Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1742/2013 ~ М-1912/2013 от 14.11.2013

                                                                                                              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ивановка                                                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                 Пащенко Н.А.,

при секретаре                                                                                              Карловской Е.Л.,

с участием истцов         Челнового С.Н. Челновой Е.Г.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челнового Сергея Николаевича и Челновой Екатерины Григорьевны к администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Челновой Сергей Николаевич и Челновая Екатерина Григорьевна обратились с иском к администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), проливных дождей на территории с. Петропавловка их дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> были подтоплены. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество: затопило огород (пропал весь урожай), затопило подполье, долгое время приходилось откачивать воду, сейчас там сыро, появился грибок, частично обрушились стены подполья, наполовину затопило погреб в огороде (там до сих пор стоит вода). Принимая во внимание факт их постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию Петропавловского сельсовета с заявлениями о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного и местного бюджетов единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей и финансовой помощи при частичной утрате имущества (полностью или в части). Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петропавловского сельсовета в праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано. В акте обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ их приусадебный участок не посчитали затопленным. Дом, подполье, погреб обследовать отказались. Для включения в списки пострадавших рекомендовали обращаться в суд. Поскольку имущество по месту их жительства было повреждено в связи с наводнением (паводком и проливными дождями), которое относится к чрезвычайной ситуации, считают, что имеют право на компенсацию причиненного им ущерба.

На основании изложенного, просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области и включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области. Просят обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истцы Челновой С.Н. и Челновая Е.Г. на исковых требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Из-за сильных ливневых дождей вымок весь огород, овощи пришли в негодность. Они живут на окраине, комиссия их не проверяла. Когда начали копать картофель, оказалось, что он весь сгнил, тогда они обратились в администрацию с заявлениями на компенсацию. Кроме того, были подтоплены подполье, погреб. Пояснили, что как неработающие пенсионеры получили по <данные изъяты> рублей из ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, иных компенсационных выплат не получали. Претендуют на получение единовременной материальной помощи.

Ответчик администрация Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области в письменных возражениях указала, что требования истцов не признает в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ комиссия провела обследование приусадебного участка по адресу <адрес> установила - на момент осмотра приусадебного участка установить факт затопления невозможно в виду сухого приусадебного участка, фотодокументы отсутствуют. Подполье и погреб не обследовались, так как в заявлении на обследование подполье и погреб не указывались. Паводка в селе не было. Утраченного имущества не обнаружено. Установить факт подтопления приусадебного участка и причиненного ущерба невозможно.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика, - администрация Ивановского района Амурской области в своих письменных возражениях указала, что с исковыми требованиями истцов полностью не согласна. Из искового заявления следует, что в результате подтопления пострадал земельный участок, данный факт не подтверждается актом обследования. В силу ст.18 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. Считает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших. Просит суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика, – Министерство финансов Амурской области в своих письменных возражениях указало, что с исковыми требованиями истцов не согласно в полном объеме. Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.

В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214.

Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен.

Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. На основании    изложенного,    министерство    финансов Амурской    области    просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: ответчика – администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области, третьих лиц – администрации Ивановского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области - имеются заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии.

Согласно показаниям допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей ФИО7, ФИО8, они подтвердили в суде, что в результате подтопления у истцов полностью затопило огород, пострадали овощи, картофель. Были подтоплены подполье, погреб.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истцов, показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии паспорта Челновая Екатерина Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии паспорта , Челновой Сергей Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , выданной на основании похозяйственной книги , лицевой счет , по адресу: <адрес> действительно зарегистрированы и проживают: Челновой Сергей Николаевич ДД.ММ.ГГГГ г.р., Челновая Екатерина Григорьевна ДД.ММ.ГГГГ г.р.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно справки администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Челновой С.Н. и Челновая Е.Г. как неработающие пенсионеры, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ были признаны пострадавшими в результате ЧС и включены в списки. Им была произведена выплата компенсации в размере <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи.

Данный факт истцами в судебном заседании не оспаривался.

ДД.ММ.ГГГГ Челновой Сергей Николаевич подал в администрацию Петропавловского сельсовета заявление о выплате ему и членам его семьи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в с.Петропавловка единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Согласно распоряжению главы администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области от 11.11.2013 г. № 57 «Об отказе в признании граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации», на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ г. заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности отказать во внесении в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации Челновому Сергею Николаевичу и Челновой Екатерине Григорьевне, проживающим по адресу: <адрес>.

Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в с.Петропавловка Ивановского района Амурской области, составленному ДД.ММ.ГГГГ следует, что по месту жительства истцов, по адресу: <адрес>, на момент обследования приусадебного участка наличия воды и следов подтопления не обнаружено. Урожай с огорода убран.

В соответствии с п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а так же круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

С учетом указанных норм права, надлежащим ответчиком по заявленным истцами исковым требованиям является администрация Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов к администрации Ивановского района Амурской области удовлетворению не подлежат.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.

Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно распоряжению администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области от 06.08.2013 года № 25 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Петропавловского сельсовета Ивановского района», в связи с обильными дождями, с целью предотвращения затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия с 08-00 час. 06.08.2013 г. на территории Петропавловского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области от 06.08.2013 года № 38 «О создании комиссии», создана комиссия для обследования частных подворий и приусадебных участков.

31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02.11.2010г. заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п.9.1 Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь, предусмотренная подпунктом «г» пункта 9 Правил (в размере до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади) имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. При этом конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведённого обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. При этом финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.

В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной помощи и соответствующей финансовой помощи являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления жилого помещения (жилого дома).

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений.

Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, стороной истца не представлено доказательств причинения ущерба их имуществу затоплением приусадебного земельного участка.

Как следует из пояснений истцов, показаний свидетелей, данных ими в суде, в результате сильных ливневых дождей вымок огород, картофель и иные овощи пришли в негодность; были подтоплены подполье, погреб. Как неработающие пенсионеры они получили по <данные изъяты> рублей из ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, иных компенсационных выплат не получали. Претендуют на получение единовременной материальной помощи.

Факт затопления земельного участка и утраты овощей, не является подтверждением того, что имущество истцов пострадало либо утрачено.

В соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.

В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь.

Исследованными в суде доказательствами, в том числе актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ год, факт частичной утраты имущества не подтверждается. На момент обследования приусадебного участка было установлено, что по месту жительства истцов, по адресу: <адрес>, наличия воды и следов подтопления не обнаружено. Урожай с огорода убран. Факта утраты какого-либо имущества истцов в связи с подтоплением не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что истцы Челновой Сергей Николаевич и Челновая Екатерина Григорьевна не относятся к числу лиц, имеющих право на получение помощи в счет компенсации ущерба, причиненного их имуществу в результате последствий чрезвычайной ситуации, а поэтому требования истцов являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Челнового Сергея Николаевича и Челновой Екатерины Григорьевны к администрации Петропавловского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда                                                           Н.А. Пащенко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1742/2013 ~ М-1912/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Челновой Сергей Николаевич
Челновая Екатерина Григорьевна
Ответчики
Администрация Петропавловского сельсовета
Другие
МИнистерство финансов Амурской области
Администрация Ивановского района
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Пащенко Николай Алексеевич
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
14.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2013Передача материалов судье
18.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2013Судебное заседание
27.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее