УИД 10RS0011-01-2020-010503-25
(№ 2а-5418/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кайдалова А.А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» Бондаровичу К.И. о признании незаконным решения об отказе в направлении на медицинское освидетельствование,
установил:
Кайдалов А.А., содержащийся в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора, федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия), обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным решения об отказе в направлении на медицинское освидетельствование от 20 августа 2020 г. по тем основаниям, что в отношении него расследуется уголовное дело. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Петрозаводского городского суда Республики Карелия в отношении Кайдалова А.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 20 августа 2020 г. начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия отказано в проведении медицинского обследования Кайдалова А.А. в условиях <данные изъяты> отделения при ГБУЗ РК «ФИО1», поскольку в представленных документах не имелось сведений о наличии у Кайдалова А.А. тяжелого заболевания. При разрешении ходатайства должностное лицо необоснованно ссылается на сведения, полученные из филиала «Медицинской части №2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, из которых следует, что заболеваний, включенных в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3, у Кайдалова А.А. не выявлено. Вместе с тем, у административного истца диагностировано заболевание «<данные изъяты>», что подтверждается заключением специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, выписным эпикризом ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ Установленное заболевание в соответствии с перечнем тяжелых заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3, препятствует содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Ссылаясь на положения Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3, административный истец указывает, что при рассмотрении заявленного ходатайства о медицинском освидетельствовании следователь не уполномочен был принимать к сведению мнение специалистов медицинской части места содержания под стражей и делать предварительные выводы о наличии или отсутствии у заявителя заболеваний, включенных в соответствующий перечень, поскольку разрешение данного вопроса возможно только в ходе медицинского освидетельствования уполномоченным учреждением здравоохранения. Единственным основанием для отказа в медицинском освидетельствовании может послужить только отсутствие медицинских документов, оценку медицинских документов и заболеваний должен давать не следователь, а соответствующая медицинская комиссия. У Кайдалова А.А. имеется заболевание, вопрос о степени тяжести которого может быть окончательно разрешен лишь специально созданной для этих целей врачебной комиссией. Отказ в направлении на медицинское освидетельствование причиняет ущерб конституционному праву на охрану здоровья и медицинскую помощь, может иметь серьезные последствия для здоровья Кайдалова А.А.
На основании изложенного, Кайдалов А.А. просит признать незаконным решение начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия об отказе в направлении Кайдалова А.А. на медицинское освидетельствование; обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия направить Кайдалова А.А. для прохождения медицинского освидетельствования в условиях ГБУЗ РК «ФИО1».
Определением судьи от 28 августа 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Бондарович К.И., в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Кайдалов А.А., участие которого обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, и его представитель Закатов А.П., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Козина К.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный ответчик начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Бондарович К.И., представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Пищугин В.А., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего дела, медицинскую карту стационарного больного №, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кайдалов А.А., ДД.ММ.ГГГГрождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится под стражей в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, где находится под наблюдением медицинских работников филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по поводу имеющихся заболеваний: <данные изъяты>, что подтверждается медицинскими справками филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
19 августа 2020 г. адвокат Кайдалова А.А. Закатов А.П. обратился к начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Бондаровичу К.И. с заявлением о направлении Кайдалова А.А. на медицинское освидетельствование в условиях <данные изъяты> отделения ГБУЗ РК «ФИО1» для подтверждения и (или) установления и (или) опровержения наличия у него тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3, приложив к заявлению ордер, копию заключения специалиста № и копию выписного эпикриза ГБУЗ «БСМП».
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Бондаровича К.И. от 20 августа 2020 г. отказано в направлении обвиняемого Кайдалова А.А. на медицинское освидетельствование на предмет наличия у него тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3. В данном постановлении указано, что Кайдалов А.А. находится под наблюдением медицинских работников филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по поводу имеющихся заболеваний, которые подтверждаются медицинской документацией, представленной представителем обвиняемого Кайдалова А.А., а также Результатами исследований и обращений в медицинскую часть за медицинской помощью в период его содержания в условиях УИС Республики Карелия. Имеющиеся у Кайдалова А.А. заболевания не соответствуют перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3.
Из медицинской карты стационарного больного № следует, что на основании направления на освидетельствование следователя по особо важным делам следственного управления от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кайдалов А.А. находился на лечении в <данные изъяты> отделении ГБУЗ «БСМП», диагноз при поступлении – <данные изъяты>. Согласно выписному эпикризу установлен диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано: <данные изъяты>.
Согласно представленному административным истцом заключению специалиста ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ для ответа на вопрос № 4 «Входят ли заболевания, имеющиеся у Кайдалова А.A., в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2011 № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений?» необходимо провести полноценное обследование Кайдалова А.А. в условиях стационара с применением физикальных, лабораторных, инструментальных методов исследования для объективной оценки его соматического статуса, а также для решения вопроса о способе абсолютно показанной ему хирургической коррекции <данные изъяты>. Кроме того, в заключении при ответе на вопрос № 1 указано, что достоверно установить характер и степень выраженности поражения <данные изъяты> у пациента и его осложнений в полном объеме по имеющимся данным не представляется возможным ввиду недостаточности обследования Кайдалова А.А. Ввиду недообследования пациента не представляется возможным установить функциональный класс хронической сердечной недостаточности (указано как <данные изъяты>). Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации № 285 от 28.12.2017 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» специализированная стационарная медицинская помощь может быть оказана Кайдалову А.А. в медицинском учреждении (больнице) пеницитарной системы (УИС). При невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС (<данные изъяты>) в соответствии с указанным приказом и статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с заключением ФИО3, подготовленным по запросу адвоката ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно предоставленным копиям медицинских документов у Кайдалова А.А. на фоне длительно существующей <данные изъяты> нельзя исключить наличие первых признаков <данные изъяты>, что без оказания специализированной медицинской помощи может привести к ее прогрессированию, развитию тяжелых осложнений и даже летальному исходу. В настоящий момент Кайдалов А.А. нуждается в дообследовании в <данные изъяты> стационаре для определения показаний и противопоказаний к оперативному лечению и подбора адекватной лекарственной терапии. Для принятия решения об оперативном лечении пациенту необходимо выполнение <данные изъяты>. Эти клинические исследования могут быть выполнены только в условиях стационара. Кайдалову А.А. необходимо оперативное вмешательство для коррекции <данные изъяты>. О виде и объеме оперативного вмешательства можно будет судить после дообследования пациента. В зависимости от вида выполненного оперативного вмешательства Кайдалов А.А. в дальнейшем будет нуждаться в поддерживающей медикаментозной терапии, диспансерном динамическом наблюдении у <данные изъяты>.
В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2011 № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» утверждены, в том числе Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила медицинского освидетельствования); перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее – Перечень).
Пунктом 2 Правил медицинского освидетельствования предусмотрено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:
письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в Перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;
ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.
В силу пункта 3 Правил медицинского освидетельствования лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов. Лицо (орган) и начальник места содержания под стражей при принятии одним из них соответствующего решения незамедлительно уведомляют друг друга об этом решении.
Согласно пунктам 9 и 12 Правил медицинского освидетельствования медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование (далее – врачебная комиссия). По результатам медицинского освидетельствования врачебная комиссия выносит медицинское заключение о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, либо о продлении срока медицинского освидетельствования в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования (не более 30 рабочих дней).
В Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, относится, в том числе следующие болезни системы кровообращения:
- хронические ревматические и другие болезни сердца с недостаточностью кровообращения III степени либо при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара;
- гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения III степени либо при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара;
- болезни артерий с поражением магистральных и периферических сосудов нижних конечностей с клинической и патоморфологической картиной острой или хронической артериальной недостаточности IV степени, приводящей к значительному ограничению жизнедеятельности и требующей длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара;
- последствия цереброваскулярных болезней с выраженными явлениями очагового поражения головного мозга и наличием стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.
Административный истец полагает, что у него диагностировано заболевание «гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения III степени», которое входит в вышеуказанный Перечень.
При этом, как следует, что из материалов дела, в том числе медицинских справок филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинской карты стационарного больного №, а также представленных административным истцом заключения специалиста ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения ФИО3, у Кайдалова А.А. медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования, диагностировано иное заболевание - <данные изъяты>.
В соответствии с материалами из Википедии гипертония - это синдром повышения систолического АД (САД) ? 140 мм рт. ст. и/или диастолического АД (ДАД) ? 90 мм рт. ст. Три основных метода диагностики, которые позволяют определить наличие гипертонии у человека, - это измерение артериального давления, физикальное обследование, запись электрокардиограммы.
Недостаточность митрального клапана (или просто митральная недостаточность) – это вид приобретенного порока сердца, нарушение функции митрального клапана, при котором во время систолы желудочков происходит обратный ток крови из левого желудочка в левое предсердие. Митральная недостаточность занимает первое место в структуре всех приобретенных клапанных пороков сердца в общей популяции и 1 место после аортального стеноза у госпитализированных пациентов. Изолированная недостаточность митрального клапана встречается редко (у 2% больных). Обычно митральная недостаточность сочетается со стенозом митрального клапана и/или с аортальными пороками сердца. При III стадии митральной недостаточности возврат крови в левое предсердие в систолу составляет 50-90% от систолического объема, развивается сердечная недостаточность.
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) - это заболевание, сопровождающееся характерными симптомами (одышка, снижение физической активности, утомляемость, отеки и др.), связанными с неадекватной перфузией органов и тканей в покое или при нагрузке, сопровождающееся с задержкой жидкости в организме и накоплением ее в мягких тканях. К основным причинам развития ХСН в Российской Федерации относятся: артериальная гипертензия (95,5%), ишемическая болезнь сердца (69,7%), перенесенный инфаркт миокарда (15,3%), сахарный диабет (15,9%). Комбинация ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии встречается у большинства больных ХСН. При ХСН II стадии нарушения гемодинамики в виде застоя крови в малом и/или большом кругах кровообращения сохраняются в покое, при ХСН IIа стадии - признаки ХСН в покое выражены умеренно, гемодинамика нарушена лишь в одном из отделов сердечно-сосудистой системы. При ХСН III стадии выраженные гемодинамические нарушения и признаки венозного застоя в обоих кругах кровообращения, а также значительные нарушения перфузии и метаболизма органов и тканей.
ХСН (согласно медицинской карте стационарного больного № и выписному эпикризу ГБУЗ «БМСП»), то есть хроническая сердечная недостаточность, свидетельствует о недостаточности кровообращения. Однако, в отличие от Перечня требуется III степень, а у административного истца установлена другая - <данные изъяты>. Диагностированное истцу заболевание «<данные изъяты>» соотносится с понятием «<данные изъяты>», поименованным в Перечне. При этом, понятия «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» не являются идентичными.
Степень и/или стадия гипертонической болезни не имеет значение в рассматриваемом случае для соотнесения с заболеванием, включенным в Перечень.
Факт необходимости длительного лечения Кайдалова А.А. в условиях специализированного медицинского стационара материалами дела не подтвержден.
Какой-либо иной медицинской документации, подтверждающей наличие у Кайдалова А.А. заболеваний, включенных в Перечень, как к заявлению адвоката Кайдалова А.А. Закатов А.П. от 19 августа 2020 г., так и в ходе рассмотрения настоящего дела, представлено не было.
Заключения специалистов указанные выводы не опровергают, свидетельствуют лишь о необходимости дообследования и решения вопроса о проведении операции; не соотносят спорные диагнозы с теми, что содержатся в Перечне.
Кроме того, судом учитывается, что Кайдалову А.А. неоднократно предлагалось пройти стационарное обследование в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России с целью уточнения диагноза и плана дальнейшего наблюдения, от чего он ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказался.
Из медицинской справки на Кайдалова А.А., подготовленной начальником филиала «Медицинская часть №2» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (л.д. №) следует, что Кайдалов А.А. <данные изъяты>, имеющиеся у Кайдалова А.А. заболевания не соответствуют Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3.
При этом, необходимость проведения дообследования и/или операции не является основанием для направления Кайдалова А.А. на медицинское освидетельствование.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, административным истцом не были представлены медицинские документы, содержащие данные стационарного медицинского обследования, о наличии у него тяжелого заболевания, включенного в Перечень. Следовательно, отказ начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Бондаровича К.И. от 20 августа 2020 г. в направлении Кайдалова А.А. на медицинское освидетельствование на предмет наличия у него тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3, является законным и обоснованным, принят в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2020 г.