УИД 11RS0008-01-2020-000452-48 Дело № 2-435/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием представителя ответчиков и третьих лиц Осташовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 15 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Прокопова АС к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокопов А.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., причиненного в результате ненадлежащих условий этапирования из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми после вступления в законную силу приговора Ухтинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что автомобили для перевозки осужденных не оборудованы поручнями и ремнями безопасности, а также отопительными приборами, сотрудники службы исполнения наказаний курят в машине, в одном железнодорожном вагоне с истцом находились еще 9 осужденных, постельное белье отсутствовало, кипяток для приготовления пищи принесли лишь 3 раза за 36 часов, приходилось опорожняться в пластмассовые бутылки, в автомобилях, в которых осужденных перевозили от железнодорожного вокзала <адрес> до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми также отсутствовали ремни безопасности и отопительные приборы.
Определением суда от 14.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
В судебном заседании истец Прокопов А.С. участие не принимал, будучи извещен, ранее в судебном заседании 15.10.2020 посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на заявленных исковых требованиях настаивал, поддержал изложенные в иске доводы и обстоятельства. Ко дню судебного заседания дополнительных доводов и доказательств не представил.
Представитель ответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, третьих лиц ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми Осташова Ю.Е., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против иска, указав на отсутствие нарушений при перевозках осужденного Прокопова А.С.
Выслушав представителя ответчиков и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено приговором Ухтинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ Прокопов АС осужден по ч.1 ст.314.1, ч.4 ст.74, ст.70 УК РФ к одному году двум месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В порядке исполнения уголовного наказания Прокопов А.С. доставлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ, этапирован в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Прокопов А.С. конвоировался караулами, назначенными в ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, ДД.ММ.ГГГГ, от ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Ухта в специальном автомобиле «ГАЗ-33106» г.р.з. №, количество лиц, содержащихся в одной камере не превышало установленных норм, Прокопов А.С. размещался в большой камере № совместно с 3 осужденными аналогичного режима содержания, личные вещи которых размещались под скамейками и в свободном пространстве.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от железнодорожной станции <адрес> до железнодорожной станции <адрес> Прокопов А.С. перевозился в железнодорожном вагоне в большой камере №, загрузка камеры не превышала 8 человек. В больших камерах спецвагонов железнодорожного транспорта допускается размещение 12 человек. Конструкция вагонов не предусматривает наличие поручней в камерах.
ДД.ММ.ГГГГ от железнодорожной станции <адрес> до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Прокопов А.С. перевозился в специальном автомобиле «КАМАЗ 4308», №, где истец размещался в большой камере № с 7 осужденными аналогичного режима содержания, личные вещи которых размещались под скамейками и в свободном пространстве.
Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах" (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
Аналогичное положение содержится в ст.3 Конвенции защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950).
Для правильного применения положений Конвенции и иных норм международного права важно руководствоваться не только их содержанием, но и практикой их применения Европейским Судом по правам человека.
Согласно сформировавшейся правовой позиции Европейского Суда по правам человека, к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 №199дсп/369дсп.
Установлено и подтверждается представленными паспортами оперативно-служебных автомобилей, что автомобиль «КАМАЗ 4308» оборудован двумя большим камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, автомобиль «ГАЗ-33106» оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Личные вещи осужденных могут размещаться под скамейками и в свободном пространстве. Во всех камерах специальных автомобилей имеется искусственное освещение, наличие окон не предусматривается, имеется окно на входной двери кузова.
В соответствии с п.1.21.1 пункта 1.21 приложения №6 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций N 14 и 16 в части оборудования ремнями безопасности не применяются к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Таким образом, заводом-изготовителем установка в камерах специального автомобиля удерживающих устройств не предусмотрена.
Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам в специальных автомобилях «КАМАЗ 4308», «ГАЗ-33106» имеются отопители в спецкузовах, что опровергает доводы истца об их отсутствии.
Конвоирование истца осуществлялось в больших камерах специальных автомобилей «КАМАЗ 4308», «ГАЗ-33106», что подтверждается копиями постовых ведомостей, в которых также имеются отметки о технической исправности автомобилей.
Довод истца о том, что сотрудники службы исполнения наказаний курят в машинах при перевозке осужденных, какими-либо допустимыми доказательствами не подтвержден.
Согласно п.167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 №199дсп/369дсп, нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн - до 13 человек, 2,5-3 тонн - до 21 человек, 4 тонны - до 36 человек; норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон определяется, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры. Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, нормы по количеству размещенных с истцом осужденных в камерах специальных автомобилей, вагона на превышены. Отсутствие сохранившихся видеозаписей с камер видеонаблюдения с учетом истечения нормативных сроков их хранения, установленных в коридоре специального вагона железнодорожного поезда, не означает, что могли быть нарушены права истца при перевозке, поскольку его размещение в больших камерах подтверждается иными материалами дела, а кроме того, отсутствуют какие-либо доказательства не предоставления истцу в процессе перевозки кипятка и возможности посетить туалет, при этом выдача постельных принадлежностей при перевозке железнодорожным транспортом положениями указанной Инструкции не предусмотрена, не запрещено использование собственного постельного белья.
Доказательств обращения истца с жалобами к руководству УФСИН России по Республике Коми, за медицинской помощью непосредственно после рассматриваемых событий суду не представлено, отсутствие таковых подтверждено самим истцом в судебном заседании 15.10.2020.
Таким образом, указанных истцом нарушений условий перевозки автомобильным, железнодорожным видами специального транспорта и причинения ему в связи с этим физических и нравственных страданий судом не установлено.
Исковые требования Прокопова А.С. предъявлены в порядке, регулируемом гражданским процессуальным законодательством, основаны на причинении ему действиями ответчика морального вреда. Уточнения иска в части процессуальных оснований, требований о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания в исправительном учреждении истцом не заявлено, в связи с чем суд рассматривает дело в пределах иска.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Основанием для взыскания с государства компенсации морального вреда возможно при наличии совокупности всех необходимых элементов для возложения гражданско-правовой ответственности на казну (факт причинения вреда, вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между ними).
При рассмотрении дела указанной совокупности обстоятельств не установлено, равно как не представлено доказательств, подтверждающих, что вследствие действий должностных лиц ФСИН России нарушены какие-либо неимущественные права (нематериальные блага) истца.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства посягательства на принадлежащие Прокопову А.С. нематериальные блага либо нарушение его личных неимущественных прав, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Прокопова АС к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2020 г.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская