Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1022/2018 ~ М-1153/2018 от 25.07.2018

Дело № 3а-1022/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе

председательствующего Гриценко И.В.,

при секретаре Рябчиковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования <...> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...>, <...>,

установил:

администрация муниципального образования <...> обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>.

В обоснование административного иска истец указал, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...> установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, по состоянию на <...> в размере рыночной, равной 101900000 рублей.

Согласно сведениям ГКН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, по состоянию на <...>, составляет 144888434.40 рублей.

Административный истец считает, что оспариваемой кадастровой стоимостью затронуты его права и обязанности по получению арендных платежей за спорный объект недвижимого имущества, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости спорного недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности < Ф.И.О. >4, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела видно, что административный истец обратился в суд с данным административным иском <...>, то есть в установленный срок..

Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, суд считает, что административные исковые требования администрации муниципального образования <...> подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В силу абзаца второму пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка, согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в Комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования Комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

Решения Комиссии могут быть оспорены в суде.

Из материалов дела видно, что между администрацией муниципального образования <...> (арендодатель) и < Ф.И.О. >5 (арендатор) заключен договор аренды <...> от <...>, земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 11920 кв.м, расположенного по адресу <...>, <...> с видом разрешенного использования « для эксплуатации гостиниц», который участвующими в деле лицами не оспаривается.

Из приложения к договору <...> следует, что арендная плата с <...> рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренду земельного участка < Ф.И.О. >5 передал свои права и обязанности арендатора по договору <...> от <...>, < Ф.И.О. >6

Являясь арендатором вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером <...> < Ф.И.О. >6 оплачивает арендную плату, которая поступает в бюджет муниципального образования <...>, при расчете которой учитывается кадастровая стоимость арендованного земельного участка.

Согласно сведениям ГКН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> составляла 144888434.40 рублей.

Обжалуемым решением комиссии от <...> <...> удовлетворено заявление < Ф.И.О. >6 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, <...> и установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, равной 101900000 рублей.

Оспариваемым решением комиссии затронуто право администрации муниципального образования <...> на получение арендной платы за данный земельный участок в размере, предусмотренном договором аренды, приложением к нему, которые участвующими в деле лицами не оспариваются.

В основу обжалуемого решения комиссии положен полученный во внесудебном порядке отчет об оценке <...> от <...> об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно которым рыночная стоимость земельного участка на <...> составляла 101900000 рублей.

В связи с возникшими у суда сомнениями в достоверности данного отчета об оценке <...> от <...>, определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «МИКС».

В соответствии с заключением судебного эксперта <...>а-1022/2018 от<...>, подготовленным ООО «МИКС», при составлении отчета об оценке <...> от <...> о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> имеются нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> указанная в отчете об оценке <...> от <...>, в размере 101900000 рублей, не может быть признана обоснованной и достоверной.

Оснований не доверять представленному заключению судебной экспертизы у суда не имеется. Судебный эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

Заключение судебного эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, является относимым и допустимым доказательством по делу, не опорочено надлежащим образом участвующими в деле лицами. Судебным экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы.

Анализируя представленный комиссией отчет об оценке <...> от <...> о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> согласно которому рыночная стоимость земельного участка на <...> составляла 144888434.40 рублей, заключение судебного эксперта <...>а-1022/2018, подготовленное ООО «МИКС», согласно которому имеются нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке <...> от <...> об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> не может быть признан бесспорным доказательством по делу, поскольку при его составлении допущены существенные нарушения, повлиявшие на определение рыночной стоимости спорного объекта, в результате которых принято обжалуемое решение комиссии, указанная в отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка существенно отличается от кадастровой стоимости, внесенной в ГКН, повлечет уменьшение размера арендной платы и наполняемости бюджета муниципального образования <...>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение комиссии не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца администрации муниципального образования <...>.

Представленное заинтересованным лицом < Ф.И.О. >6 экспертное заключение <...> от <...>, о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> не принимает во внимание, поскольку вопросы кадастровой стоимости не рассматриваются в настоящем судебном заседании.

< Ф.И.О. >6 не лишена права обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном рыночной.

Разрешая вопрос о судебных расходах, указанных в заявлении ООО «Микс», суд полагает возможным удовлетворить заявление взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу ООО «Микс» судебные расходы в сумме 45000 (сорок пять тысяч) рублей за проведение судебной оценочной экспертизы.

Руководствуясь статьями 20, 108, 175, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление администрации муниципального образования <...> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>.

Признать решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от <...> <...> не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы администрации муниципального образования <...>.

Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторно рассмотреть заявление < Ф.И.О. >6 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, <...> расположенного: Краснодарский край, <...>.

Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную комиссией кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного: Краснодарский край, <...>.

Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу ООО «МИКС» 45000 (сорок пять тысяч) рублей за проведение судебной оценочной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <...>.

Судья И.В. Гриценко

Дело № 3а-1022/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

06 декабря 2018 года. город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе

председательствующего Гриценко И.В.,

при секретаре Рябчиковой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования <...> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>,

руководствуясь статьями 20, 175, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление администрации муниципального образования <...> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>.

Признать решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от <...> <...> не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы администрации муниципального образования <...>.

Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю повторно рассмотреть заявление < Ф.И.О. >6 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером<...> расположенного: <...>, <...>, <...>.

Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную комиссией кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного: <...>, <...>.

Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу ООО «МИКС» 45000 (сорок пять тысяч) рублей за проведение судебной оценочной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Гриценко

3а-1022/2018 ~ М-1153/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АМО горо-курорт Геленджик
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю
Другие
Гречко Влада Владимировна
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Гриценко Игорь Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
26.07.2018Передача материалов судье
27.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2018Предварительное судебное заседание
13.11.2018Производство по делу возобновлено
13.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018Судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
11.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее