Решение по делу № 2-250/2018 ~ М-185/2018 от 20.04.2018

Дело №2-250\2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2018г. Хорольский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи               Марченко О.В.

при секретаре Белочистовой О.В.

с участием помощника

прокурора Хорольского района Бережной А.А. помощника

прокурора Хорольского района Нишонова Р.А.

заместителя прокурора

Хорольского района Аргунова Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хорольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требования пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В Хорольский районный суд Приморского края обратился прокурор Хорольского района с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требования пожарной безопасности. В обосновании иска указано, что прокуратурой района совместно ОНДиПР Хорольского муниципального района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что водоисточники, расположенные на территории Хорольского сельского поселения, имеют недостаточную глубину воды, загрязнены илом, также не обеспечены площадки (пирсы) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; администрацией Хорольского сельского поселения не обеспечено наличие противопожарных минерализованных полос на границах населенных пунктов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 21.04.2017 года внесено представление в администрацию Хорольского сельского поселения, которое было удовлетворено. Вместе с тем, по результатам проверки, проведенной ОНДиПР Хорольского муниципального района в период с 26.03.2018 по 30.03.2018 в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности, установлено, что естественные источники противопожарного водоснабжения в населенных пунктах: с. Луговое, с. ст. Бельмановка, с. Ленинское, с. Сиваковка, с. Поповка не созданы условия для целей пожаротушения для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; естественные наружные источники противопожарного водоснабжения в с. Луговое не имеют подъезда для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды; населенный пункт с. Поповка, граничащий с лесопарками, не защищен противопожарными минерализированными полосами в полном объеме. Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров. Ссылаясь на положения ст. 14 ч. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 3, ст. 10, ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6, ст. 63, ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», просят обязать администрацию Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности в населенных пунктах Хорольского сельского поселения: с. Луговое, с. ст. Бельмановка, с. Поповка, с. Ленинское, с. Сиваковка, создать условия для целей пожаротушения для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (с. Ленинское, скважина на территории СТФ, с. Сиваковка, с. Луговое, с. ст. Бельмановка, с. Поповка); создать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды в естественных наружных источниках противопожарного водоснабжения в с. Луговое; провести мероприятия для защиты противопожарными минерализированными полосами в с. Поповка, граничащем с лесопарками.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования. Просил обязать администрацию Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности в населенных пунктах Хорольского сельского поселения. Создать условия для целей пожаротушения для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях, в том числе обеспечить беспрепятственный подъезд, условия для забора воды: с. Ленинское (скважина на территории СТФ) - географические координаты 44°25'41.0" северной широты, 132о09'08.8" восточной долготы; 44°25'32.7" северной широты, 132°09'21.2" восточной долготы; с. ст. Бельмановка - географические координаты 44°23'58.8" северной широты, 132°11'32.0" восточной долготы; с. Сиваковка (район ул. Центральная) - географические координаты 44°28'49.6" северной широты, 132°22'40.8" восточной долготы; с. Луговое (водоем)- географические координаты 44°32'06.7" северной широты, 132°05'11.5" восточной долготы; с. Поповка - географические координаты 44°26'00.8" северной широты, 131°58'48.0" восточной долготы;

Создать подъезд с площадкой (пирсом), с твердым покрытием, размерами не менее 12X12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды в естественных наружных источниках противопожарного водоснабжения в с. Луговое, (географические координаты 44°32'06.7 " северной широты, 132°05'11.5" восточной долготы);

Провести мероприятия для защиты противопожарными минерализированными полосами в с. Поповка, граничащим с лесопарками (географические координаты 44°26'07.6" северной широты, 132°00'19.7" восточной долготы - 44°26'33.2" северной широты, 131°58'25.8" восточной долготы).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представители администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Кургеев Н.Г. и Москаленко Л.А. исковые требования признали частично. Пояснили, что мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности проводятся исходя из финансовых возможностей. В 2018г. будут выполнены работы по установке противопожарных резервуаров в с. Луговой и в с.Ленинское. Скважину на СТФ нет возможности отремонтировать по причине того, что данный объект находится в собственности СХПК «Хорольский». В 2019г. будут выполнены работы по установке противопожарных резервуаров в с. Поповка и в с. Старобельмановка. Другие пожарные водоисточники менее эффективны. В с. Сиваковка пожарный гидрант находится в рабочем состоянии (акт прилагается). Создание подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в естественных наружных источниках противопожарного водоснабжения с. Луговой считают нецелесообразным, поскольку в 2018 г. в с. Луговое будет установлена емкость, которая обеспечит условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения. Указывают, что действующее законодательство не устанавливает требования по конкретным видам источников пожарного водоснабжения, устанавливаемым в населенным пунктах и координатам их нахождения. Поэтому выполнение данного требования приведет к расточительному использованию бюджетных средств. С исковыми требованиями о проведении мероприятий для защиты противопожарными минерализованными полосами в с. Поповка, граничащим с лесопарками, не согласны, так как указанные мероприятия не отнесены к первичным мерам пожарной безопасности, и проведение этих мероприятий не отнесено к компетенции и обязанностям Хорольского сельского поселения. Кроме того, администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность проведении мероприятий для защиты противопожарными минерализованными полосами возложена на лиц, владеющих и пользующихся земельными участками, прилегающими к лесу. Администрация поселения не владеет земельными участками, на территории которых прокурор просит провести мероприятия для защиты противопожарными минерализованными полосами. На указанных земельных участках проводят сельскохозяйственные работы предприятия производители сельскохозяйственной продукции, индивидуальные предприниматели и иные лица. Администрацией Хорольского сельского поселения в рамках представленных полномочий проводится работа по очистке территорий населенных пунктов поселения от сухой травы, горючего мусора.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что по результатам проведения проверки исполнения администрацией Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края законодательства о пожарной безопасности в адрес главы администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края прокуратурой Хорольского района 21.04.2017г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

30.03.2017г. администрация Хорольского сельского поселения была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

     Согласно акта проверки, датированного 30 марта 2018г., вынесенного должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Хорольского муниципального района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю по результатам проверки, проведенной в отношении администрации Хорольского сельского поселения на предмет соблюдения норм пожарной безопасности, в нарушение требований пожарной безопасности: в населенных пунктах Хорольского сельского поселения: с. Луговое, с. ст. Бельмановка, с. Ленинское, с. Сиваковка, с. Поповка не созданы условия для целей пожаротушения для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; естественные наружные источники противопожарного водоснабжения в с. Луговое не имеют подъезда для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды; населенный пункт с. Поповка, граничащий с лесопарками, не защищен противопожарными минерализированными полосами в полном объеме; на территориях населенных пунктов Хорольского сельского поселения: с. Луговое, с. ст. Бельмановка, с. Ленинское, с. Сиваковка, с. Поповка не организована очистка от горючих отходов, мусора, тары, сухой растительности; а также установлены иные нарушения требований пожарной безопасности.

    Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу положений ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

    Согласно ч.4 ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В соответствии со ст. 62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 80 вышеуказанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Сводом Правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" установлено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

С учетом вышеизложенного исковые требования о возложении обязанности создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, обеспечить беспрепятственный подъезд к источникам наружного водоснабжения и условия для забора воды; устроить подъезд для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику в с. Луговое подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования о возложении обязанности провести мероприятия для защиты противопожарными минерализированными полосами в с. Поповка, граничащем с лесопарками, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Как следует из Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения (пункт 78).

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 года N 807 в Правила противопожарного режима внесены дополнения и изменения, которые вступили в силу с 01 марта 2017 года.

Глава 1 «Общие положения» Правил дополнена пунктом 72 (3) из содержания которого следует, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

    Как следует из вышеуказанных положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, предусмотренные пунктами 72 (3) и 78 обязанности возлагаются на лиц владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, и указанные лица самостоятельно выбирают способ защиты от пожара, и вправе выбрать альтернативный способ защиты.

    Доводы ответчика о том, что мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности проводятся исходя из финансовых возможностей, и в настоящее время ответчик не располагает денежными средствами в объеме, достаточном для выполнения всех требований пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание.

Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Заявление об отсрочке исполнения судебного решения, о чем просил представитель ответчика в судебном заседании, может быть заявлено на стадии исполнения решения суда при наличии к тому оснований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Хорольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края

удовлетворить частично.

Обязать администрацию Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Хорольского сельского поселения:

создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в сельских населенных пунктах: с. Ленинское, с. Сиваковка, с. Луговое, с. Старобельмановка, с. Поповка и на прилегающих к ним территориях, в том числе обеспечить беспрепятственный подъезд к источникам наружного водоснабжения и условия для забора воды;

устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественному водоисточнику в с. Луговое.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хорольский районный суд.

Судья Хорольского районного суда -                О.В. Марченко

Мотивированное решение

составлено 09 июля 2018г.

2-250/2018 ~ М-185/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Хорольского района
Ответчики
Администрация Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района
Суд
Хорольский районный суд
Судья
Марченко О.В.
20.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2018[И] Передача материалов судье
24.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
07.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2018[И] Судебное заседание
28.06.2018[И] Судебное заседание
04.07.2018[И] Судебное заседание
09.07.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее