Дело № 2-276/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Еличевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Еличевой Т.Н. к АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Еличева Т.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что она считалась оставшейся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ года она являлась воспитанницей <данные изъяты>, в связи с тем, что мать Е.А.Н. по решению <данные изъяты> от 20.11.2012 была ограничена в родительских правах. С ДД.ММ.ГГГГ Еличева Т.Н. была отчислена из числа воспитанников <данные изъяты> в связи передачей под опеку в приемную семью. В настоящее время Еличева Т.Н. состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением – под номером № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственного жилого помещения не имеет. Просит обязать ответчика предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных в Беломорске и Беломорском районе, социальных норм 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Еличева Т.Н в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.
Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в представленном отзыве указали, что не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Мать Е.А.Н. лишена родительских прав решением <данные изъяты> от 20.09.2013, отец Е.А.Н. находился в местах лишения свободы. В соответствии с постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № от 10.11.2017 установлен факт невозможности проживания Еличевой Т.Н. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Еличева Т.Н. была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, утвержденный Приказом № от 18.12.2017. В настоящее время Еличева Т.Н. находится в очереди на предоставление жилого помещения под номером №. Финансирование бюджета в целях осуществления закупки на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета Республики Карелия. В бюджет МО «Беломорский муниципальный район» распределено из средств республиканского бюджета на приобретение жилья более 8000000 руб. субвенций на плановый период 2020 год.
Представители третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. В представленном отзыве указывают, что Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2240-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 8125000 руб.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, родителями Еличевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются: мать – Е.А.Н., сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют, данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении №, где в графе сведения об отце стоит прочерк, а также решением <данные изъяты> от 20.09.2013 по делу №. Указанным решением мать Еличевой Т.Н. – Е.А.Н. лишена родительских прав.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № от 28.06.2016 над несовершеннолетней Еличевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлена опека в форме приемной семьи, приемным родителем несовершеннолетней назначена Б.О.В..
Еличева Т.Н., зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается сведениями о регистрации из АМО «Беломорский муниципальный район» от 20.08.2020, копией поквартирной карточки, сведениями представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 19.08.2020, копией паспорта истца.
Как следует из отзыва представителя ответчика, Еличева Т.Н. относится к категории – лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 10.11.2017 № с учетом Протокола заседания комиссии от 07.11.2017 №, установлен факт невозможности проживания Еличевой Т.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес>, в связи с тем что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учетной нормы жилого помещения. Отделу образования АМО «Беломорский муниципальный район» предложено включить Еличеву Т.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время находится в очереди под номером №.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия № от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Приказом № от 18.12.2017 внесены изменения, в которых указана Еличева Т.Н. (строка №), что также не оспаривается сторонами по делу.
Жилое помещение, расположенное по адресу регистрации истца <адрес> собственностью истца не является, также у истца отсутствует в собственности иное жилое помещение, что не оспаривается ответчиком и подтверждается уведомлением от 20.02.2020 Управления ФСГРКК об отсутствии запрашиваемых сведений в ЕГРН, выпиской из ЕГРН от 24.08.2020, сведениями с ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 25.08.2020.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению совета Беломорского городского поселения № 83 от 26.06.2007 г. норма предоставления жилья на территории Беломорского района составляет 18 кв.метров.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Между Министерством социальной защиты РК и администрацией МО «Беломорский муниципальный район» 17.01.2020 заключено Соглашение № «О порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому финансовое обеспечение государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, учитывая, что истец Еличева Т.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, истец до настоящего времени не обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у нее соответствующего права, что не оспаривается сторонами, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению помещениями на территории Беломорского района, АМО «Беломорский муниципальный район» против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает, суд полагает, что требование Еличевой Т.Н. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Еличевой Т.Н. удовлетворить.
Обязать АМО «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Еличевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории Беломорского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Беломорского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме принято 14 сентября 2020 года.