№2-420/2020
10RS0011-01-2019-011475-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Большаковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивоварова В.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Пивоваров В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что истец в настоящее время является пенсионером, получает трудовую пенсию по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с Беломоро-Онежским пароходством в должности матроса-моториста I класса. В указанный период времени в составе экипажа т/х «Балтийский-17» посещал порты Белого моря. Ответчик отказал истцу в перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера. На основании изложенного истец просит обязать ответчика произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик своего представителя в судебное заседании не направил, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ст.17 Федерального закона №400-ФЗ и п.7 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере).
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании установлено, что Пивоваров В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика подано заявление о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком отказано истцу о перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера в соответствии с ч.8 ст.18, п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Болеморско-Онежском параходстве в должности матроса-моториста I класса. В указанный период истец, выполняя непосредственную трудовую функцию, направлялся работодателем в командировки в Кемский, Беломорский районы Республики Карелия, Мурманскую область, которые согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера…,утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, являются районами Крайнего Севера. Указанные обстоятельства также подтверждены архивной справкой Федерального бюджетного учреждения «Администрация «Беломорканал» от ДД.ММ.ГГГГ №.
При исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях территориальность трудовой деятельности членов экипажей морских судов должна определяться местом нахождения организации-работодателя и местом регистрации судна в морском порту.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч.1 ст.130 ГК РФ, ст.33 КТМ РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
Как установлено в судебном заседании, в спорные периоды истец исполнял трудовые обязанности матроса-моториста I класса на т/х «Балтийский-17». Доказательств тому, что данное судно было зарегистрировано (приписано) в период работы истца к судоходной инспекции или морском порту, расположенным в районах Крайнего Севера, не представлено. То обстоятельство, что судна во время совершаемых ими рейсов заходили в районы Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Для расчета пенсионного стажа моряков, находящихся в плавании, такой порядок неприменим, потому что в этом случае пришлось бы исключать из этого стажа все периоды нахождения судна в местах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, включая время нахождения судна в открытом море или время стоянки его в несеверных портах. Такой расчет пенсионного стажа привел бы к его неизбежному уменьшению и ухудшению правового положения работников.
Таким образом, действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем, как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж.
Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко