Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1223/2017 ~ М-1024/2017 от 07.07.2017

Дело № 2-1223/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области                 27 июля 2017 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.А.,

при секретаре Корюковой А.Э.,

с участием истца Ромченковой С.И.,

представителя ответчика – Федоровой Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромченковой Светланы Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, признании решения пенсионного органа незаконным и обязании назначить пенсионное обеспечение,

установил:

Ромченкова С.И. обратилась в Боровичский районный суд с заявлением, в обоснование требований указав, что 04 апреля 2016 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, которой она занимается более 30 лет на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 30 июня 2016г. №1664 в назначении пенсии отказано. Из стажа исключен период работы с 01 февраля 2005 г. по 31 декабря 2015 г. в должности фельдшера медпункта в ЗАО «Боровичи - Мебель», так как такого учреждения нет в соответствующих Списках и после даты регистрации в системе персонифицированного учёта (27 января 1998 г.) выписка из ИЛС не содержит сведений о льготном характере работы.

Считает данное решение незаконным.

В 1988 г. она окончила Боровичское медицинское училище по специальности «фельдшер». С 01 февраля 2005 г. по настоящее время работает фельдшером в структурном подразделении ЗАО «Боровичи - Мебель» - медицинском пункте.

По смыслу действующего законодательства (ст.120 ГК РФ, ст. 2 закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), «общество» и «учреждение» являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму и цели, преследуемые при создании таких юридических лиц.

По организационно-правовой форме открытое акционерное общество не является учреждением, поскольку относится к коммерческой организации, тогда как учреждение - к некоммерческой организации (п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, истец как работник закрытого акционерного общества не относится к работнику учреждения, которому предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В настоящее время также действует правило о включении в специальный стаж периодов работы исключительно в учреждениях здравоохранения, к которым общества как коммерческие организации не относятся.

Вместе с тем, абз. 5 п. 6 Правил определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Применяя данную норму Правил необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 23.09.2010 N 1183-0-0, согласно которой Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Правительством соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях», наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в законе «О трудовых пенсиях» понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве фельдшера, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке (фельдшер, заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер) во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Согласно ст.ст. 209 и 212 Трудового кодекса обязанностью работодателя наряду с другими обязанностями является осуществление санитарно-бытовых, санитарно-гигиенических, лечебно- профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в соответствии с требованиями охраны труда. Медицинский пункт в спорный период являлся и является структурным подразделением ЗАО «Боровичи - Мебель» со своим штатом, что подтверждается соответствующей выпиской и лицевыми счетами.

На протяжении всего спорного периода в её обязанности входило оказание первой доврачебной медицинской помощи, первичный прием пациентов, выполнение профилактических и лечебно-диагностических мероприятий самостоятельно или назначенных врачом, применение консервативных методов лечения больных, проведение лечебных процедур. Предметом и целью деятельности медпункта являлось оказание доврачебной медицинской помощи работникам предприятия. Она работала на полную ставку, полный рабочий день.

Засчитано стажа 19 лет 04 месяца 11 дней. Продолжительность спорного периода 10 лет 11 месяцев. Необходимый стаж 30 лет.

На основании изложенного просит суд обязать Управление засчитать в специальный стаж период работы в должности фельдшера с 01 февраля 2005 г. по 31 декабря 2015 г. медпункта в ЗАО «Боровичи-Мебель»; решение пенсионного органа от 30 июня 2016г. № 1664 признать незаконным, и обязать ответчика назначить ей пенсионное обеспечение со дня обращения за ним, т.е. с 04 апреля 2016 г..

В судебном заседании истец Ромченкова С.И. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что на протяжении всего спорного периода она осуществляла медицинскую деятельность. Её функциональные обязанности фельдшера в медпункте ЗАО «Боровичи - Мебель» ничем не отличаются от тех, что выполняет фельдшер в медицинском учреждении. Медпункт является структурным подразделением ЗАО «Боровичи - Мебель». Полагает, что спорный период подлежит включению в льготный стаж.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области, Федорова Е.Н. иск не признала, поддержала представленные ответчиком письменные возражения, пояснила, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) при вынесении отказа в назначении Ромченковой С.И. досрочной страховой пенсии по старости, руководствовалась действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781).

Проанализировав представленные Ромченковой С.И. документы, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) установила, что Ромченкова С.И. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях, предусмотренных «Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», предусмотренными постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, с учетом отвлечений и льготного исчисления 19 лет 04 месяца 11 дней.

В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включен период работы с 12.10.2004 по 31.01.2005 (00-03-20) в должности фельдшера здравпункта ООО «Боровичи-Мебель», с 01.02.2005 по 31.12.2015 (10-11-00) в должности фельдшера медпукта в ЗАО «Боровичи-Мебель», так как работа протекала в учреждениях, не поименованных в Списках, и выписка из ИЛС застрахованного лица после даты регистрации (27.01.1998 г.) не содержит сведений о льготном характере работы. Ромченкова С.И. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в структурном подразделении ЗАО «Боровичи - Мебель». Медицинский пункт не является юридическим лицом, и соответственно учреждением. Само ЗАО «Боровичи-Мебель» не является учреждением здравоохранения, предусмотренным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости. Осуществление истцом лечебной деятельности по охране здоровья населения не имеет в данном случае правового значения, поскольку трудовая деятельность в спорный период не протекала в учреждении здравоохранения. Досрочное пенсионное обеспечение за работу в структурном подразделении учреждения, каков бы ни был характер деятельности работающих в нем граждан, не предусмотрено действующим законодательством. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации. Возможность расширительного толкования вышеуказанных Списков законодательством не предусмотрена. Списки содержат конкретный перечень профессий и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, являются исчерпывающими и должны применяться строго текстуально. Право на досрочное пенсионное обеспечение определяет лишь работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 применяются при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В связи с вышеизложенным ссылку истца на п. 6 Правил №781 считают необоснованной.

На момент обращения за пенсией специальный стаж работы Ромченковой С.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом отвлечений составляет 19 лет 04 месяца 11 дней. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.06.2016 г. № 1664 является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении иска Ромченковой С.И. следует просят отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства и их связь в совокупности, приходит к следующему:

В силу ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

На основании ч.ч. 2,3,4 ст. 30 Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из трудовой книжки истца Ромченковой С.И. следует, что она 01.04.1988 принята на должность фельдшера Костковского медпункта, откуда уволена 15.08.2001; 17.08.2001 принята на работу медицинской сестрой в дезинфекционно-стерилизационное отделение ММУ «Боровичская ЦРБ», 05.09.2001 переведена на должность медсестры глазного (офтальмологического) отделения, откуда уволена 29.09.2004 по собственному желанию; С 01.10.2004 принята фельдшером здравпункта ООО «Боровичи-Мебель», откуда уволена 31.01.2005 в связи с переводом в ЗАО «Боровичи-Мебель»; с 01.02.2005 по настоящее время работает фельдшером в медпункте закрытого акционерного общества «Боровичи-Мебель» (л.д.8-12).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления такой работы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Таким образом, условием назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является наличие специального трудового стажа не менее 30 лет в городах (в сельской местности и поселках городского типа - не менее 25 лет), в который включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение такой пенсии.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения..., утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусматривает только учреждения здравоохранения, при этом указаны конкретные наименования учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Возможность расширительного толкования данного Списка действующим законодательством не предусмотрена.

Исходя из приведенных правовых норм, не вся лечебная и иная работа по охране здоровья населения дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», такое право дает только работа, осуществлявшаяся в учреждениях здравоохранения.

Как установлено в судебном заседании, истица с 01.10.2004 по 31.01.2005 работала фельдшером в здравпункте ООО «Боровичи-Мебель», с 01.02.2005 по настоящее время работает фельдшером в медпункте ЗАО «Боровичи-Мебель».

Указанные учреждения – ООО «Боровичи-мебель» и ЗАО «Боровичи-Мебель» не относятся к учреждениям здравоохранения.

Ссылку Ромченковой С.И. на п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, суд считает необоснованной, поскольку указанным пунктом предусмотрено включение в стаж работы в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Медпункт, где работала истица в спорный период, являлся структурным подразделением коммерческой организации, целями деятельности которого являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли, что отражено в Уставе ЗАО «Боровичи-Мебель» (л.д.39-53).

Как указывал в своем Определении № 520-0-0 от 22.04.2010 г. Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным и оснований удовлетворения заявленных Ромченковой С.И. исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Ромченковой Светланы Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, признании решения пенсионного органа незаконным и обязании назначить пенсионное обеспечение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                 С.А. Иванова

Мотивированное решение составлено 01 августа 2017 года

Судья                                 С.А. Иванова

2-1223/2017 ~ М-1024/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ромченкова Светлана Ивановна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Иванова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
07.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2017Передача материалов судье
10.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2017Судебное заседание
01.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2017Дело оформлено
03.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее