УИД 77RS0009-02-2022-015407-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Симоновой Е.А., при секретаре фио
с участием административного истца фио, представителей административного ответчика фио, фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-40/2022 по административному иску к ИФНС № 27 по адрес о признании незаконным и отмене решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, предоставлении социального налогового вычета
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с административным исковым заявлением к ИФНС № 27 по адрес о признании незаконным и отмене решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, предоставлении социального налогового вычета.
В обоснование исковых требований указала, что в отношении административного истца проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме № 3- НДФЛ (первичная декларация) за 2020 год, согласно которой был заявлен социальный - итоговый вычет в размере сумма от общей суммы расходов в размере сумма, понесенных истцом в 2020 году на оплату за медицинские услуги.
Решением Инспекции ФНС № 27 по адрес № 6443 от 13.05.2022 истцу было отказано в социальном налоговом вычете по причине того, что в налоговый орган не предоставлена Справка по форме, утвержденной совместным приказом Минздрав России и МНС России от 25.07.2001 №289БГ-З-04/256. Аналогичное решение было принято УФНС России по адрес по жалобе от 17.06.2022 № 21-10/099312@ от 18.08.2022, согласно которому оспариваемое решение было оставлено в силе по той же причине - не предоставление справки. С указанным решением инспекции истец не согласен. Данная форма справки используется исключительно для подтверждения факта оказания медицинских услуг, в то же время, согласно положений подпункт 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателя осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Истец считает, что в данном случае предоставление вышеуказанной справки не является обязательным условием для предоставления социального налогового вычета в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, которые были истцом приобретены за счет собственных средств и использованы медицинским учреждением при оказании медицинских услуг. Административным истцом в ходе налоговой проверки были предоставлены платежные документы, подтверждающие факт приобретения Комплекта имплантат для системы стабилизации Yiper2 общей стоимостью сумма (договор купли-продажи медицинской продукции от 11.11.2020г., товарная накладная № УТ-91 от 11.11.2020 и кассовый чек ИП фио от 11.011.2020г.). Медицинские услуги были оказаны в виде стационарного лечения в ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» за счет средств страховой компании адрес «РЕСО-Гарантия» по страховому полису ДМС - 9159919-570/20-441 со сроком действия с 08.08.2020г. по 13.01.2021г. в период с 11.11.2020г. по 17.11.2020г. При этом в стоимость стационарного лечения за счет страховой компании не включались расходные материалы, применяемые при проведении назначенного оперативного лечения (Справка адрес «РЕСО-Гарантия» от 22.03.2022г., программа застрахованного). О том какое лечение и с применением каких материалов оно проводилось подтверждается выписным эпикризом из истории болезни № 32003 от 17.11.2020г. и справкой ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ, согласно которым истцу была имплантирована система из титанового сплава при устранении парамедианной секвестрированной грыжи диска L5-S1 слева. Административный истец обращался в указанное медицинское учреждение за Справкой по форме, утвержденной совместным приказом Минздрав России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256, вместо которой была предоставлена вышеуказанная справка медицинского учреждения, о том, что данная справка не соответствует по форме, утвержденной ФНС России, истец предупрежден не был. В ходе налоговой проверки по опросам Инспекции о предоставлении Справки предоставить истцу не представлялось возможным, поскольку таковая не была передана медицинским учреждением.
Административный истец просит признать незаконным решение об отказе в привлечения к налоговой ответственности № 6443от 13.05.2022г., отменить его и предоставить истцу социальный налоговый вычет в размере сумма.
Административный истец в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении требований.
Представители административного ответчика Д.А., фио в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований. Представили отзыв на административное исковое заявление, согласно которого следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 13.12.2021 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год. Согласно налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 г. общая сумма расходов и налоговых вычетов составила сумма; сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила сумма В ходе камеральной налоговой проверки, Инспекцией сформировано и направлено требование от 11.03.2022г. № 4863 о представлении пояснений посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», которое получено 21.03.2022г. По результатам проверки, Инспекцией составлен Акт проверки от 23.03.2022г. № 6310, который направлен в адрес налогоплательщика и получен 20.04.2022г. Также, Инспекцией сформировано и направлено извещение о времени и месте рассмотрения проверки от 23.03.2022г. № 6328, которое направлено и получено налогоплательщиком 20.04.2022г. Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 12.05.2022г. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято Решение № 6443 от 13.05.2022г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в предоставлении суммы социального налогового вычета и в возврате налога из бюджета в связи с неисполнением налогоплательщиком положений ст. 219 НК РФ. Заявителем подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по адрес на решение № 6443 от 13.05.2022г., по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вынес Решение №21- 10/099312@ от 18.08.2022г., которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 216 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
В представленной декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, по данным фио общая сумма расходов и налоговых вычетов, связанных с лечением составила сумма; сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила сумма. В подтверждение заявленных расходов налогоплательщиком представлены чек от 11.11.2020 на сумму сумма, программа застрахованного лица адрес «Ресо-Гарантия», справка о проведенном оперативном вмешательстве и имплантировании системы из титанового сплава, выписной эпикриз № 32003, письмо адрес «РЕСО-Гарантия» от 22.03.2022г. об оплате стационарного лечения Заявителя за исключением расходных материалов, товарная накладная от 11.11.2020г. № УТ-91. Из представленных документов следует, что оплата медицинских услуг за Заявителя произведена адрес «РЕСО-Гарантия». Комплект имплантов приобретен Заявителем самостоятельно, что подтверждается чеком от 11.11.2020г. и товарной накладной от 11.11.2020г. № УТ-91. Справка об оплате медицинских услуг с указанием кода «2» и стоимостью оказанных услуг в размере сумма Заявителем не представлена, в связи с чем у Инспекции отсутствуют основания для предоставления социального налогового вычета, положения ст. 219 НК РФ, Постановления правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 201, Совместного Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001г. № 289/БГ-3-04/256 не исполнены, а решение № 6443 от 13.05.2022г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, утвержденное решением Управления ФНС России по адрес №21-10/099312@ от 18.08.2022г. является законным и обоснованным. Инспекция считает, что основания для удовлетворения требований Заявителя отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в отношении административного истца Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 13.12.2021 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.
Согласно налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 г. общая сумма расходов и налоговых вычетов составила сумма; сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила сумма
В ходе камеральной налоговой проверки, Инспекцией сформировано и направлено требование от 11.03.2022г. № 4863 о представлении пояснений посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», которое получено 21.03.2022г.
По результатам проверки, Инспекцией составлен Акт проверки от 23.03.2022г. № 6310, который направлен в адрес налогоплательщика и получен 20.04.2022г.
Инспекцией сформировано и направлено извещение о времени и месте рассмотрения проверки от 23.03.2022г. № 6328, которое направлено и получено налогоплательщиком 20.04.2022г. Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 12.05.2022г.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято Решение № 6443 от 13.05.2022г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в предоставлении суммы социального налогового вычета и в возврате налога из бюджета в связи с неисполнением налогоплательщиком положений ст. 219 НК РФ.
Заявителем подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по адрес на решение № 6443 от 13.05.2022г., по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вынес Решение №21- 10/099312@ от 18.08.2022г., которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Как следует из пояснений истца, справку по указанной Инспекцией форме, истец в налоговый орган не представлял.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации). Предельный размер указанного вычета не может превышать сумма, за исключением случаев оплаты дорогостоящего лечения.
Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику, в случае, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201 утверждены Перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета. Совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 утверждена форма справки об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации, которая выдается медицинским учреждением и подтверждает, что оказанные услуги включены в перечень медицинских услуг, учитываемых при применении социального налогового вычета, а также подтверждает факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается после оплаты медицинской услуги при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг.
Выдача справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации с целью получения социального налогового вычета по затратам на лечение с кодом 1 или 2 (дорогостоящее лечение) входит в компетенцию медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги, и является обязательным документом, представляемым налогоплательщиком в налоговый орган для получения указанного налогового вычета.
Таким образом, вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.
Из письма ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов", доведенного до сведения территориальных органов ФНС России, следует, что стоимость оплаченных налогоплательщиком необходимых дорогостоящих расходных медицинских материалов учитывается при предоставлении социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения, если сама медицинская организация не располагает такими материалами. При этом, не имеет значения, на каких условиях (платно или бесплатно) медицинской организацией были оказаны медицинские услуги с использованием указанных расходных медицинских материалов.
Налоговый орган вправе предоставить налогоплательщику социальный налоговый вычет в сумме, израсходованной на приобретение медицинских материалов, при условии подтверждения факта их использования при проведении дорогостоящих видов лечения.
Таким образом, для подтверждения права на получение социального налогового вычета по расходам на приобретение расходных медицинских материалов налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган следующие документы: Справку об оплате медицинских услуг с указанием кода 2, соответствующего дорогостоящим видам лечения. В случае предоставления налогоплательщику услуг по дорогостоящему лечению, на бесплатной основе в Справке об оплате медицинских услуг стоимость оказанных медицинских услуг может быть указана в размере сумма; выписной эпикриз, подтверждающий назначение налогоплательщику лечащим врачом соответствующих расходных медицинских материалов и их использование в ходе проведения дорогостоящего лечения; копии платежных документов на приобретение налогоплательщиком указанных расходных медицинских материалов.
Как следует из материалов дела в представленной декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, общая сумма расходов и налоговых вычетов, связанных с лечением составила сумма; сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила сумма
В подтверждение заявленных расходов налогоплательщиком представлены чек от 11.11.2020г. на сумму сумма, программа застрахованного лица адрес «Ресо-Гарантия», справка о проведенном оперативном вмешательстве и имплантировании системы из титанового сплава, выписной эпикриз № 32003, письмо адрес «РЕСО-Гарантия» от 22.03.2022г. об оплате стационарного лечения Заявителя за исключением расходных материалов, товарная накладная от 11.11.2020г. № УТ-91.
Из представленных документов следует, что оплата медицинских услуг за Заявителя произведена адрес «РЕСО-Гарантия».
Комплект имплантов приобретен Заявителем самостоятельно, что подтверждается чеком от 11.11.2020г. и товарной накладной от 11.11.2020г. № УТ-91.
Поскольку административным истцом справка об оплате медицинских услуг с указанием кода «2» и стоимостью оказанных услуг в размере сумма не была представлена, что не отрицалось истцом, у Инспекции отсутствовали основания для предоставления социального налогового вычета, положения ст. 219 НК РФ, Постановления правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 201, Совместного Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001г. № 289/БГ-3-04/256 не исполнены, а потому решение № 6443 от 13.05.2022г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, утвержденное решением Управления ФНС России по адрес №21-10/099312@ от 18.08.2022г. является законным и обоснованным.
При таких данных суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, руководствуясь названными нормами материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении первоначальных исковых требований, суд не находит оснований для удовлетворения производных.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска фио к ИФНС № 27 по адрес о признании незаконным и отмене решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, предоставлении социального налогового вычета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зюзинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Симонова