Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2456/2018 ~ М-1512/2018 от 12.03.2018

Дело № 2- 2456/2018 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Изрец К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Ирины Станиславовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о признании незаконным решений, об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Ильина И.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением основного государственного регистрационного номера , а ДД.ММ.ГГГГ прекратила предпринимательскую деятельность. Ильина И.С. зарегистрирована в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за номером . ДД.ММ.ГГГГ Ильина И.С. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов и пени в фиксированном размере и о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени за 2014 год с приложением заявления о возврате от ДД.ММ.ГГГГ по форме 23-ПФР, в котором просила произвести перерасчет сумм подлежащих уплате страховых взносов и пени за 2014 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, исчисленных с суммы дохода, полученного сверх предельной величины дохода за 2014 год исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. и возвратить излишне плаченные страховые взносы в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила ответ Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , из содержания которого следовало, что перерасчет обязательств производится только на основании судебного решения, при этом основанием для отказа послужили следующие обстоятельства. Поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П не содержится ссылок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция полежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; обязательства по уплате страховых взносов за 2014 год в размере 1% сформированы исходя из размера дохода (без учета расходов) до ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ истец почтой получила уведомление Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в связи с отсутствием переплаты принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб.

С данным решением ответчика истец не согласна. Со ссылкой на пенсионное законодательство, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, истец просит признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об отказе в перерасчете сумм, подлежащих уплате страховых взносов и пени за 2014 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исчисленных с суммы дохода, полученного сверх предельной величины дохода за 2014 год исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов в размере 1704378,00 руб. и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере107255,58 руб. и пени в размере 5840,05 руб., выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ , как противоречащие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017). Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ильиной И.С.: путем перерасчета уплаченных за 2014 год сумм страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов за 2014 год в размере 1704378,00 руб. и принятия решения о возврате излишне уплаченных денежных средств в качестве страховых взносов в размере 107255,58 руб. и в качестве пени в размере 5840,05 руб. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2014 год, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.

Ильина И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца Ильин С.А., действующий на основании доверенности, требования в судебном заседании поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Каратай М.М., действующая по доверенности, исковые требования не признавала, поддерживала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что сформулированная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 года № 27-П правовая позиция, подлежит учету со дня его официального опубликования. Обязательства по уплате взносов ответчиком были исполнены в полном объеме, оснований для перерасчета обязательств не имеется. Сумма страховых взносов, указанная в обжалуемом решении, рассчитывалась на основании сведений ИФНС России по <адрес> о доходах заявителя за 2014 год, в соответствии с ч.8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, с учетом правовой позиции Минтруда России, выраженной в письме от 01.09.2014 № 17-4\ООГ-692.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Ильина И.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением основного государственного регистрационного номера , а ДД.ММ.ГГГГ прекратила предпринимательскую деятельность.

Ильина И.С. зарегистрирована в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за номером . Плательщик применяла упрощенную систему налогообложения.

ДД.ММ.ГГГГ Ильина И.С. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов и пени в фиксированном размере и о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени за 2014 год с приложением заявления о возврате от ДД.ММ.ГГГГ по форме 23-ПФР, в котором просила произвести перерасчет сумм подлежащих уплате страховых взносов и пени за 2014 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, исчисленных с суммы дохода, полученного сверх предельной величины дохода за 2014 год исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. и возвратить излишне плаченные страховые взносы в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила ответ Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому перерасчет обязательств производится только на основании судебного решения.

ДД.ММ.ГГГГ истец почтой получила уведомление Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в связи с отсутствием переплаты принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ вышеперечисленная категория страхователей уплачивала соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке:

- в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, страховые взносы начисляются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 указанного закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частями 2 и 8 статьи 16 названного закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статья 346.15 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из представленной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ за 2014 год доход составил <данные изъяты> руб.; расход составил <данные изъяты> руб.; налоговая база составила <данные изъяты> руб.

Из возражений ответчика на иск следует, что расчет начисления недоимки истца по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год производился из суммы дохода истца (<данные изъяты>.), величина фиксированного размера страховых взносов составила <данные изъяты> Фиксированный размер страховых взносов за 2014 год уплачен истцом в установленные законом сроки: из расчета <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ); из расчета <данные изъяты> - не уплачен в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Ильиной И.С. направлено требование на сумму <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – взносы, <данные изъяты> руб. – пени). Требование исполнено в полном объеме платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.; от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., в размере <данные изъяты> руб. (пени), от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.(пени). Впоследствии до даты погашения недоимки по страховым взносам доначислены пени в размере <данные изъяты> руб., которые были отражены в требовании от ДД.ММ.ГГГГ ; требование исполнено в полном объеме платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, истцом уплачены пени в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.). Истцом не оспаривается правомерность начисления пени в размере <данные изъяты> руб. в связи с фактической уплатой ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. (в составе суммы <данные изъяты> руб.) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Таким образом, истец излишне уплатила пени в размере <данные изъяты>.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно ст. 346.14. НК РФ и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

По правилам ч. 1 статья 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

В статье 346.16 НК РФ указан перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (п.27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" любые решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу правоприменитель придал не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование, то есть расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в установленном законом порядке. Отказывая в таком пересмотре, правоприменители фактически настаивали бы на истолковании акта, придающем ему другой смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, то есть не соответствующий Конституции Российской Федерации, и тем самым преодолевали бы решения Конституционного Суда Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П и от 21.12.2011 Ка 30-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 34-0, от 12.05.2006 N 135-0 ш др.).

По вопросу об общеобязательности и юридической силе решений, принимаемых в порядке конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2012 N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.

В связи с этим письмом ПФР от 09.12.2016 N НП-30-17/17789 в ФНС России направлена информация о том, что сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, представляемые налоговыми органами в органы ПФР, следует формировать с учетом положений Постановления N 27-П.

Исходя из вышеизложенного ПФР 16.02.2017 направил указания Отделением ПФР РФ N НП-30-26/2055 о применении положений указанного постановления Конституционного Суда РФ, с которых указал, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 (требования, по которым были направлены территориальным органом ПФР до 02.12.2016) следует производить в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на 01.01.2017 в случаях обращений индивидуальных предпринимателей в территориальный орган ПФР по данному вопросу.

В случае если указанные требования по состоянию на 01.01.2017 исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, следует производить на основании судебного решения.

Таким образом, поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, Ильина И.С., обратившись с настоящим иском, имеет право на получение излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.

При определении сумм переплаченных страховых взносов, подлежащих возврату истцу, суд принимает во внимание представленный истцом расчет суммы возврата страховых взносов, который ответчиком не опровергнут. Указанный расчет проверен судом и признан обоснованным. Поскольку истец фактически уплатила страховые взносы в размере 138627,84 руб. (17328,48 руб.+14044 руб.+107255,36 руб.), следовательно, излишне уплачено страховых взносов в размере 107255,58 руб. (138627,84 руб.- 31372,26 руб.), где 31372,26 руб.- сумма страховых взносов в фиксированном размере за 2014 год, подлежащая уплате, с учетом величины произведенных расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ, исчисленная следующим образом: (17328,48 руб. + (12984008 руб.- 11279630 руб.- 300000 руб.)х 1% ).

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об отказе в перерасчете сумм, подлежащих уплате страховых взносов и пени за 2014 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исчисленных с суммы дохода, полученного сверх предельной величины дохода за 2014 год исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов в размере 1704378,00 руб. и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере107255,58 руб. и пени в размере 5840,05 руб., выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ , как противоречащие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ильиной Ирины Станиславовны:

путем перерасчета уплаченных за 2014 год сумм страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов за 2014 год в размере 1704378,00 руб.

и принятия решения о возврате излишне уплаченных денежных средств в качестве страховых взносов в размере 107255,58 руб. и в качестве пени в размере 5840,05 руб. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2014 год, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Ильиной Ирины Станиславовны судебные расходы в сумме 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.

Судья О.В.Витухина

Мотивированное решение

изготовлено 11 апреля 2018 года.

2-2456/2018 ~ М-1512/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильина Ирина Станиславовна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Витухина О.В.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
12.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2018Передача материалов судье
13.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2018Судебное заседание
06.04.2018Судебное заседание
11.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее