Решение по делу № 02-6375/2023 от 02.05.2023

2-6375/23

УИД 77RS0012-02-2023-007933-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

город Москва         18 июля 2023 года

 

Кузьминский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Орлянской И.А. при секретаре Тороповой О.С., с участием старшего помощника Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы Токаревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-6375/23 по иску Межидовой А.А. к ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России о признании увольнения незаконным, отмене приказа о прекращении контракта и увольнении со службы, возложении обязанности по заключению контракта,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец Межидова А.А. обратилась в суд с иском ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России о признании увольнения незаконным, отмене приказа о прекращении контракта и увольнения со службы, возложении обязанности по заключению контракта.

В обосновании исковых требований истец указала, что с 19.07.2010 г. проходила службу в органах службы в уголовно-исполнительной системе в должности старшего врача-невролога-эксперта отдела медицинских освидетельствований и экспертиз ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России. Служебный контракт заключен сроком на 5 лет. 01.03.2019 г. межу сторонами заключен служебный контракт сроком на 1 год. 01.03.2020 г. между сторонами заключен служебный контракт сроком на 3 года. На протяжении периода прохождения службы истец добросовестно и качественно выполняла должностные обязанности, дисциплинарных взысканий не имела. На основании приказа  6-м от 01.03.2023 г. «О прекращении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Межидовой А.А., выплате единовременного пособия при увольнении, премировании» истец уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 ФЗ от 19.07.2018 г.  197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Свое увольнение истец полагает незаконным, поскольку в период увольнения находилась в отпуске по листку нетрудоспособности. 06.02.2023 г., а также 28.02.2023 г. истец подавала рапорт на продление контракта и предоставление отпуска по уходу за ребенком, 01.03.2023 г. направила рапорт на электронную почту ответчика. Однако выяснилось, что рапорта истца не зарегистрированы и впоследствии утрачены. Истец является одиноким родителем, на ее иждивении двое несовершеннолетних детей, несмотря на нахождение с 26.04.2022 г. по 12.09.2022 г. в отпуске по беременности и родам, продолжала службу в уголовно-исполнительной системе. Поскольку расторжение договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не допускается, истец просит признать приказ  6-м от 01.03.2023 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность отменить приказ, а также обязать ответчика заключить с истцом контракт о службе в уголовно-исполнительной системе на новый срок.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Наумову Т.Ю., которая исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России и третьего лица ФСИН России по доверенности Мехтиев Э.Р. в судебное заседание  явился, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в  письменном отзыве.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, заключение прокурора, полагавшей требования истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 56, 57, 67, 71 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

До 31.07.2018 г. включительно порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г.  5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1993 г.  4202-1, действие которого было распространено на сотрудников и органов УИС в силу статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 г.  117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием УИС», Федеральным законом от 30.12.2012 г.  283-ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 г.  76 и иными нормативными правовыми актами.

С 01.08.2018 г. правоотношения, связанные с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом  от 19.07.2018 г.  197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона  197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Служба в органах и учреждениях УИС, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовные наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановления КС РФ от 26.12.2002 г.  17-П, от 15.12.2013 г.  21-П, от 26.05.2015 г.  11-П).

Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обуславливаются приобретаемыми ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая правоохранительную службу, и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Ч. 1 ст. 20 Федерального закона  197-ФЗ предусмотрено, что правоотношения на службе в УИС между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта о службе в УИС, заключенного в соответствии с Федеральным законом  197-ФЗ и правового акта о назначении на должность.

Как любое соглашение, контракт предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в УИС, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требованиями, а также предусмотренные по занимаемой должности обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Федерального закона  197-ФЗ сотрудники, проходившие службу на должностях в УИС до 01.08.2018 г. на основании контракта, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21-23 Федерального закона  197-ФЗ. Сотрудники, проходившие службу в УИС до 01.08.2018 г. на основании контракта, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со ст. 21-23 Федерального закона  197-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 стю 21 Федерального закона  197-ФЗ контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в УИС и (или) замещении должности в УИС.

Согласно ст. 22 Федерального закона  197-ФЗ контракт заключается на определенный срок (срочный контракт) или на неопределенный срок. Срочный контракт может заключаться в случаях, установленных частью 9 статьи 22 Федерального закона  197-ФЗ. Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в УИС, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в УИС или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом  197-ФЗ. Срочный контракт считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт (ч. 6 ст. 22). Срочный контракт заключается с гражданином, впервые поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе для замещения должности: среднего и старшего начальствующего состава на пять лет (подпункт 6 пункта 1 части 9 статьи 22), с сотрудником, изъявившим делание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта  на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год (пункт 5 части 9 статьи 22).

Порядок увольнения сотрудников УИС по истечении срока действия срочного контракта (основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ) осуществляется в соответствии со статьями 84, 89, 92 Федерального закона  197-ФЗ. Приложением  17 приказа Минюста России от 05.08.2021 г.  132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в УИС по истечении срока действия срочного контракта.

Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года  1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного суда Российской Федерации действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, а выраженная в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации позиция о соответствии отдельного его положения, придаваемого им правоприменительной практикой, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2022 г.  125-О п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ, предусматривая такое основание увольнения со службы в УИС, как истечение срока действия срочного контракта, соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта). Лицо, изъявившее согласие на заключение контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о прекращении контракта по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение службы на определенных служебным контрактом условиях. Соответственно, увольнение в связи с истечением срока действия контракта носит объективный характер, не зависит от волеизъявления руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения закона, увольнение сотрудника со службы в УИС по п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ не относится к основаниям увольнения по инициативе руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя.

Статьей 89 Федерального закона  197-ФЗ определяет, что срочный контракт прекращается по истечении срока его действия, о чем сотрудник должен быть уведомлен в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней до дня истечения указанного срока, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного контракта, предусмотренного п. 2 ч. 9 ст. 22 Федерального закона  197-ФЗ. По окончании срока действия предыдущего срочного контракта с сотрудником может быть заключен новый контракт.

Статья 92 Федерального закона  197-ФЗ устанавливает общий порядок увольнения (оформления представления к увольнению, процедуры, проводимые с сотрудником в последний день службы).

Приложение  17 приказа Минюста России  132 определяет процедуру представления сотрудников УИС к увольнению со службы в УИС и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что майор внутренней службы в отставке Межидова А.А. проходила службу в УИС с 19.07.2010 г. в должности старшего врача-невролога-эксперта отдела медицинских освидетельствований и экспертиз ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России.

Служебный контракт был заключен сроком на 5 лет.

01.03.2019 г. между сторонами заключен служебный контракт сроком на 1 год.

01.03.2020 г. между сторонами заключен служебный контракт сроком на 3 года.

27.05.2020 г. между сторонами заключен служебный контракт до 01.03.2023 г., в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что указанный контракт заключен с связи с введенными изменения к форме контракта.

30.11.2022 г. Межидова А.А. комиссионно ознакомлена с уведомлением от 23.11.2022 г. о предстоящем прекращении контракта в связи с истечением срока его действия и увольнении со службы в УИС.

От подписи в уведомлении Межидова А.А. отказалась, о чем составлен акт от 30.11.2022 г.

22.02.2023 г. с Межидовой А.А. комиссионно проведена беседа о предстоящем увольнении со службы в УИС, в ходе которой ей сообщено об основаниях увольнения, разъяснялись вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций. От подписи в листе беседы Межидова А.А. также отказалась, о чем составлен акт от 22.02.2023 г.

22.02.2023 г. комиссионно до Межидовой А.А. доведено представление к увольнению со службы в УИС. От подписи Межидова А.А. отказалась, о чем составлен соответствующий акт от 22.02.2023 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами по делу.

01.03.2023 г. Межидова А.А. ознакомлена с приказом о прекращении контракта и увольнении со службы, последней предложено ознакомиться с послужным списком, расчетом выслуги лет на пенсию, а также получить трудовую книжку.

01.03.2023 г. с Межидовой А.А. прекращен контракт о службе в УИС, Межидова А.А. уволена со службы в УИС по п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ, что подтверждается приказом ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН Росси от 01.03.2023 года  6-лс.

Межидова А.А. от подписи об ознакомлении с приказом и получении трудовой книжки отказалась, о чем составлен акт от 01.03.2023 г.

Таким образом, процедура увольнения Межидовой А.А., предусмотренная ст. 84, 89, 92 Федерального закона  197-ФЗ ответчиком полностью соблюдена.

Доводы истца о том, что служебный контракт с ней не мог быть расторгнут до окончания отпуска по уходу за ребенком, судом признаются несостоятельными, в связи со следующим.

Как указывалось ранее, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона  197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.

Поскольку нормы Федерального закона  197-ФЗ не содержат норм, регулирующих вопросы прекращения служебного контракта с женщинами находящимися в состоянии беременности, имеющими детей до 3 лет, подлежат применению нормы трудового законодательства.

В соответствии со ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что на момент увольнения истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, а не в отпуске по беременности и родам, а также тот факт, что прекращение контракта связано с истечением срока его действия, следовательно, не отнесено к числу оснований расторжения служебного контракта по инициативе руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя, то положения вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат применению.

Истец ссылается на подачу рапортов от 06.02.2023 г., 28.02.2023 г. о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет и продлении контракта, однако указанные обстоятельства достоверными доказательствами не подтверждены, сторона ответчика их получение категорически отрицает. Из материалов дела усматривается, что рапорт истцом направлен на электронную почту ответчика 01.03.2023 г. в 20 час. 12 мин., то есть по окончанию рабочего времени и фактического увольнения, оригинал рапорта получен ответчиком 03.03.2023 г., в связи с чем решение по данному рапорту не принималось ответчиком обоснованно.

Более того, сам факт обращения с указанным рапортом не влияет на продление служебного контракта и не препятствует увольнению сотрудника УИС по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона  197-ФЗ при соблюдении порядка, установленного законом.

Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения требования истца о признании увольнения незаконным, отмене приказа о прекращении контракта и увольнения со службы, возложении обязанности по заключению контракта, при этом, исходит из того, что при рассмотрении дела был установлен факт наступления события, с которым  Федеральный закон  197-ФЗ связывает прекращение срочного контракта заключенного с истцом, а именно, истечение его срока; порядок увольнения работодателем соблюден, истец уведомлена в установленный законом срок о предстоящем прекращении служебного контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194  198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

в удовлетворении исковых требований Межидовой А.А. (паспорт серии  ) к ФКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы» ФСИН России (ИНН ) о признании увольнения незаконным, отмене приказа о прекращении контракта и увольнении со службы, возложении обязанности по заключению контракта  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Кузьминский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

 

Судья        И.А. Орлянская

 

 

 

Решение в окончательной форме принято 25 июля 2023 г.

02-6375/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 18.07.2023
Истцы
Межидова А.А.
Ответчики
ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России
Суд
Кузьминский районный суд
Судья
Орлянская И.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
18.07.2023
Решение
04.04.2023
Определение об оставлении заявления без движения
25.07.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее