Дело № 2-2433/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 апреля 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Хариной Т.Н.
с участием заявителей Гришиной И.Е., Ициксон Е.Е., Крыловой О.И., Орфинского В.П., Свинцовой Ю.Г., Якшиной Л.Я., представителя заявителей – адвоката Яковлевой О.Л., действующей на основании ордера № от 27.03.3012 г.; представителей Правительства Республики Карелия Стыцюн А.С., действующего на основании доверенности» № от 27.03.2012 г., Череповой И.С.. действующей на основании доверенности № от 27.03.2012 г.; представителей Администрации Петрозаводского городского округа Дедова И.Л., действующего на основании доверенности № от 10.01.2012 г., Ерошкиной Е.А., действующей на основании доверенности № от 10.01.2012 г.; представителя ООО «Промжилстрой» Орлова М.В., действующего на основании доверенности от 02.04.2012 г.; представителя Администрации Главы Республики Карелия Моиссева А.А., действующего на основании доверенности № от 03.04.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришиной И.Е., Ициксон Е.Е., Залецкой О.Е., Крыловой О.И., Орфинского В.П., Свинцовой Ю.Г., Якшиной Л.Я. об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия,
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным Распоряжения Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 г. №, которым было согласовано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции для объекта «Реконструкция жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс», расположенного в квартале, ограниченном <адрес> Заявители считают, что данное распоряжение принято с нарушением норм федерального законодательства. В нарушение норм Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» при подготовке и принятии оспариваемого распоряжения историко-культурная экспертиза не назначалась, вопрос о возможном негативном влиянии на объекты культурного наследия не решался. В нарушение п.6 Регламента Правительства Республики Карелия, утвержденного постановлением от 29.12.2010 г. № оспариваемое Распоряжение не было опубликовано в установленном законом порядке. Заявители считают, что оспариваемым распоряжением нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами, в части сохранения объектов культурного наследия, сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности, сохранение историко-культурной среды обитания.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Промжилстрой», Администрация Главы Республики Карелия.
Заявители Гришина И.Е., Ициксон Е.Е., Крылова О.И., Орфинский В.П., Свинцова Ю.Г., Якшина Л.Я., представитель заявителей Яковлева О.Л. в судебном заседании поддержали заявление.
Заявитель Залецкая О.Е. в суд не явилась, о дне рассмотрения дела извещалась, просит дело рассмотреть в её отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Представители Правительства Республики Карелия Стыцюн А.С., Черепова И.С. в судебном заседании с заявлением не согласились, указывая на то, что <адрес> не относится к объектам культурного наследия на территории г. Петрозаводска; оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с нормами действующего законодательства, не требующих в данном случае проведение историко-культурной экспертизы; нарушений прав заявителей допущено не было.
Представители Администрации Петрозаводского городского округа Дедов И.Л., Ерошкина Е.А. в судебном заседании с заявлением не согласились, указывая на то, что нарушений прав заявителей оспариваемым распоряжением допущено не было.
Представитель ООО «Промжилстрой» Орлов М.В. в судебном заседании с заявлением не согласился также указывая на отсутствие нарушений прав заявителей.
Представитель Администрации Главы Республики Карелия Моисеев А.А. в судебном заседании возражал против заявления.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
При этом, предусмотренное ст.46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (части 1 и 3 статья 17) и что они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3).
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 г. № было согласовано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном улицами <адрес>, расположенного в границах зоны регулирования застройки категории № в следующих параметрах: со стороны <адрес> – 24,6 м от нулевой отметки или 26,1 м от уровня земли; со стороны <адрес> – 36,9 м от нулевой отметки или 38,4 м от уровня земли; со стороны <адрес> – 39,9 м от нулевой отметки или 41,5 м от уровня земли; со стороны <адрес> – 36,7 м от нулевой отметки или 38,3 м от уровня земли.
Учитывая, что возможность проверки законности и обоснованности оспариваемого заявителями Распоряжения Правительства Республики Карелия, связывается также соблюдениями срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд считает необходимым отметить, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о пропуске заявителями срока обращения в суд. При этом суд исходит из того, что оспариваемое Распоряжение Правительства Республики Карелия было опубликовано только 13.02.2012 г. в Собрании законодательства Республики Карелия; иным образом до неопределенного круга лиц оспариваемое распоряжение не доводилось.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление подлежит рассмотрению по существу.
Согласно п. «д» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия) в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; правовое регулирование в области сохранения, использования и государственной охраны названных объектов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Законом № 73-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу статей 6, 33-39 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, которые устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и представляют собой охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта.
В соответствии со ст.34 Закона N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315 (далее Положение), на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 2).
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (абзац 3 третий п.3).
Согласно п.11 Положения следует, что режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:
а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;
г) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
д) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
е) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;
ж) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;
з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;
и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Как установлено в ходе судебного разбирательства земельный участок в квартале, ограниченном улицами <адрес> согласно Распоряжению Председателя Правительства Республики Карелия от 05 сентября 1996 г. № и ст.74 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петросовета от 11.03.2010 г. №, расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки №»), в которой установлены ограничения хозяйственной деятельности и использования земельных участков, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № <адрес> отнесен к памятникам ландшафтной архитектуры, что в силу ст.3 Закона 73-ФЗ относится к объектам культурного наследия. При этом действующее законодательство не определяет понятие «зеленые насаждения» как вид объекта культурного наследия.
С доводами заинтересованного лица – Правительства Республики Карелия, о том, что <адрес> не относится к объектам культурного наследия, расположенным на территории Петрозаводского городского округа, суд не может согласиться, т.к. они опровергаются нормами права, закрепленными в Законе № 73-ФЗ, Распоряжении Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 г. №, Правилах землепользования и застройки г. Петрозаводска.
При этом вышеуказанным Распоряжением и Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в зоне застройки «№» установлены ограничения высоты застройки; строгий запрет на размещение высотных акцентов.
Согласно п. 29 Положения соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Частями 1-6 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли, таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу положений ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относятся обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в ст.1 ГрК РФ, под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на момент принятия оспариваемого Распоряжения ни в Распоряжение Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 г. №, ни в Правила застройки изменения в установленном законом порядке не вносились.
При этом суд считает, что исходя из анализа норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Закона № 73-ФЗ, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства возможно только при сохранении исторической планировочной структуры квартала застройки, с сохранением объекта культурного наследия.
Поскольку наличие решения органа исполнительной власти субъекта о согласовании предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, дает право заинтересованному лицу инициировать вопрос о публичных слушаниях по данному вопросу, то суд считает, что исходя из положений Закона № 73-ФЗ, с учетом того, что земельный участок, который был предоставлен для реконструкции (фактически для возведения нового объекта капитального строительства) находится в границах охранной зоны, то для решения вопроса о возможном отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, необходимо было установить последствия такого строительства для объекта культурного наследия путем проведения историко-культурной экспертизы, учитывая, что данная экспертиза относится к числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
Однако при принятии оспариваемого Распоряжения государственная историко-культурная экспертиза не проводилась.
С доводами заинтересованного лица – Правительства Республики Карелия о том, что в данном случае не было необходимости проводить историко-культурную экспертизу суд не может согласиться, по вышеизложенным обстоятельствам.
С учетом вышеизложенного обстоятельства судом не могут быть приняты во внимание материалы, подготовленные ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики», т.к. указанные материалы не могут быть приравнены к заключению историко-культурной экспертизы.
Суд считает, что оспариваемое распоряжение было принято в нарушение норм федерального и регионального законодательства.
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения прав заявителей оспариваемым распоряжением.
С доводами заинтересованных лиц о том, что в данном случае оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (далее Основы) в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Статьей 9 Основ установлено, что права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Правительство Республики Карелия, принимая оспариваемое распоряжение в нарушение порядка и правил, установленных федеральным и региональным законодательством, по существу допустило нарушение прав заявителей в области сохранения объектов культурного наследия и историко-культурной среды обитания, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Суд считает, что при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах Распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 октября 2011 г. № о согласовании разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном улицами <адрес> нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197,198,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гришиной И.Е., Ициксон Е.Е., Залецкой О.Е., Крыловой О.И., Орфинского В.П., Свинцовой Ю.Г., Якшиной Л.Я. об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 октября 2011 г. № о согласовании разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном улицами <адрес>
Отменить Распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 октября 2011 г. № о согласовании разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном улицами <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова