№ 12-94/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
05 мая 2016 года г.Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Заворуевой В.А.,
с участием прокурора Киреева Н.З.,
рассмотрев в судебном заседании протест Белорецкого межрайонного прокурора на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Карелина М.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным постановлением, Белорецкий межрайонный прокурор подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Киреев Н.З. изложенные в протесте доводы поддержала, суду показала, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения административного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения. Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Карелин М.А. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. не содержится достаточных сведений о надлежащем извещении физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол свидетельствует о том, что права и обязанности Карелину М.А., а также иным участникам производства по делу не разъяснялись, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении не предоставлялась.
Кроме того, данный протокол, вопреки ч.5 ст. 28.2 КоАП РФ не подписан ни должностным лицом, его составившим, ни физическим лицом, в отношении которого он составлен. Доказательств направления Карелину М.А. копии вышеуказанного протокола не имеется.
Согласно входящему штампу на материалах об административном правонарушении в отношении Карелина М.А. он поступил в административную комиссию ДД.ММ.ГГГГ., определение начальника ОМВД России по Белорецкому району о передаче административного материала по подведомственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, протокол об административном правонарушении составлен задним числом - ДД.ММ.ГГГГ., что свидетельствует о его формальном составлении.
В материалах дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о присутствии Карелина М.А. при рассмотрении данного дела и о его надлежащем извещении, что лишило его возможности реализовать свои права на всесторонне, полное и объективное рассмотрение дела.
Таким образом, составив протокол об административном правонарушении в отсутствии Карелина М.А., не ознакомив его с его копией и не направив ему копию для ознакомления, а также рассмотрев дело в его отсутствии было нарушено право на защиту Карелина М.А., в том числе на представление доказательств в свою пользу, дачу объяснения, заявление ходатайств.
Так, административная ответственность по ч.2 ст. 13.8 КоАП РБ за семейно-бытовое дебоширство предусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц, в случае совершения действия повторно или в отношении или в присутствии несовершеннолетних лиц, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством РФ.
Между тем, административной комиссией обстоятельства совершения правонарушения не установлены, в постановлении не отражены. К примеру, не установлено посягали ли действия Карелина М.А. на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения, наличия признаков, предусмотренных ч.2 ст. 13.8 КоАП РБ: повторность совершение правонарушения, совершение правонарушения в отношении или в присутствии несовершеннолетнего.
Таким образом, объективная сторона вменяемого административного правонарушения, наличие события административного правонарушения не установлены.
Согласно ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении протокола и других материалов дела.
В нарушение данной нормы установлено, что материалы дела в отношении Карелина М.А. поступили в административную комиссию администрации МР Белорецкий район ДД.ММ.ГГГГ., протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ., а рассмотрены материалы и протокол лишь ДД.ММ.ГГГГ., т.е. на 18 день после составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1.1 ст. 29.10 КоАП РФ, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В нарушение указанной нормы, информацию о получателе штрафа постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.
Кроме того, Карелину М.А. при даче им объяснений ДД.ММ.ГГГГ. не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ. Свидетелю ФИО10. не были предварительно разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные ч.3 ст. 25.6 КоАП РФ.
Просит постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Карелина М.А. отменить, материал об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Карелин М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Таким законом Республики Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 16 июня 2011 года.
В соответствии с ст. 1.1 указанного Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не урегулирован Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, следовательно, эти правоотношения подлежат разрешению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 13.8 КоАП Республики Башкортостан совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц, в случае совершения действия повторно или в отношении или в присутствии несовершеннолетних лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 500 рублей.
Как установлено в судебном заседании, следует из административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть Отдела МВД России по Белорецкому району от ФИО5 поступило заявление о том, что по <адрес> скандалит муж Карелин М.А. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ от ФИО5, Карелина М.А. отобраны объяснения.
Изучение данного материала показало, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Карелин М.А. при даче им объяснений ДД.ММ.ГГГГ не были разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
Поскольку нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, в частности получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется, производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.5 КоАП РФ, объяснения вышеуказанных лиц получены с нарушениями норм КоАП РФ и их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела МВД России по Белорецкому району вынесено определение о передаче административного дела в отношении Карелина М.А. по подведомственности в административную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ данный материал, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в административную комиссию.
Как верно указал в своем протесте прокурор, протокол об административном правонарушении в отношении Карелина М.А. составлен заведующим сектором муниципального контроля, заместителем председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. задним числом, а рассмотрены материалы и протокол лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока, предусмотренного ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ,
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из текста постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Карелина М.А. производилось в его отсутствие, тогда как в силу ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, в нарушение указанной нормы, постановление вынесено в отсутствие привлекаемого к административному наказанию лица.
Сведения об извещении Карелина М.А о месте и времени рассмотрения дела отсутствуют, поскольку в протоколе № об административном правонарушении после фразы «Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится в 15 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ в малом зале администрации муниципального района Белорецкий район РБ, по адресу: РБ г.Белорецк, ул.Ленина, 71» подпись Карелина М.А. отсутствует. Иных доказательств, свидетельствующих об извещении Карелина М., не имеется.
Указанные обстоятельства лишили Карелина М.А. возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Кроме того, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. не подписан должностным лицом, его составившим.
В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, административная ответственность по ч.2 ст. 13.8 КоАП РБ за семейно-бытовое дебоширство предусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц, в случае совершения действия повторно или в отношении или в присутствии несовершеннолетних лиц. Если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством РФ, то есть состав вменяемого административного правонарушения является альтернативным.
Между тем, административной комиссией обстоятельства совершения правонарушения не установлены, в постановлении не отражены, не установлено в чем выразились действия Карелина М.А.
Кроме того, согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер завершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В нарушение данного требования и ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность правонарушителя, по делу не установлены и в постановлении об административном правонарушении не указаны.
Также в нарушение ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совместного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Со дня совершения Карелиным М.А. административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, прошло более двух месяцев, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3 - 30.12 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Карелина М.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Белорецкий межрайонный суд в течение 10 дней.
Судья: Л.В.Харькина