Уникальный идентификатор дела 77RS0021-02-2021-005735-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2021 года
Мотивированное решение составлено 29 сентября 2021 года
Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Кирьянен Э.Д.
при помощнике фио,
с участием зам. Прокурора фио,
представителя истца фио,
представителей ответчика фио, фио, фио,
представителя Минтранса фио,
представителя Роспотребнадзора фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3300/2021 по иску Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО "Транспортная клиринговая палата" о признании действий по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными, запрете взимания платы (таксы ZZ) с пассажиров,
установил:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к АО "Транспортная клиринговая палата", просит суд признать действия АО "Транспортная клиринговая палата" по взиманию платы (таксы ZZ) с пассажиров незаконными.
Запретить АО "Транспортная клиринговая палата" взимать плату (таксы ZZ) с пассажиров.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка, по результатам которой установлено, что АО "Транспортная клиринговая палата" при продаже авиабилетов пассажирам взимает с них плату в размере 185 руб. (такса ZZ). Полагает, что данные действия ТКП являются незаконными.
В судебном заседании зам. Прокурора фио, представитель истца фио, явились, требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представители ответчика фио, фио, фио, явились, требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на иск по доводам изложенным в иске.
Представителя Минтранса фио явился, не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв на иск.
Представителя Роспотребнадзора фио явился, не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 64 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
Согласно ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевози пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу положений статьи 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с частью 2 ст. 105 ВК РФ, договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Согласно ч.4 ст. 105 ВК РФ формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по поручению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка, по результатам которой установлено, что пассажиры, приобретая авиабилеты, оформленные в установленном порядке с использованием нейтрального бланка системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) оплачивают АО «Транспортная Клиринговая Палата» плату в размере 185 руб. (такса ZZ).
Из положений Устава АО "ТКП" следует, что данное общество было образовано решением общего собрания учредителей 18 июля 1994 года с целью эффективного осуществления и совершенствования взаиморасчетов между участниками и субъектами системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, удовлетворения общественных потребностей в услугах и работах, и извлечения прибыли.
К числу видов деятельности общества относятся, в том числе: организация, проведение и совершенствование взаиморасчетов по выручке за перевозки пассажиров, багажа, почты, грузов, за страхование пассажиров, багажа, почты, грузов и другие услуги между участниками и субъектами системы взаиморасчетов.
Основным нормативным документом в СВВТ, определяющим цель и назначение СВВТ, состав ее участников, органов управления и процедуры принятия решений является Положение о системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (утв. Решением VIII Конференции участников Системы взаиморасчетов от 12-13.09.2019).
Согласно разделу 2 Положения о СВВТ основными задачами СВВТ являются: предоставление стандартизированных услуг по организации продажи пассажирских перевозок и дополнительных услуг (далее - перевозки/услуги) аккредитованными агентствами на электронных билетах СВВТ и электронных документах СВВТ (далее - сток СВВТ) и обеспечения полных, своевременных расчетов за проданные перевозки/услуги с участниками и партнерами СВВТ в соответствии с принятыми стандартами, правилами, процедурами и технологиями;
упрощение процедур продажи перевозок/услуг, стандартизации технологий, формирования отчетности и осуществления расчетов между участниками и партнерами Системы;
сокращение расходов участников и партнеров Системы на содержание собственных сетей продажи перевозок/услуг,
сокращение расходов участников и партнеров при осуществлении продажи - перевозок/услуг через сеть аккредитованных агентств в СВВТ оптимизация процессов организации взаиморасчетов за проданные перевозки/услуги и информирование о состоянии расчетов участников и партнеров Системы; снижения рисков потерь выручки, а также рисков, связанных с финансовой несостоятельностью участников и партнеров Системы взарморасчетов.
Положением о СВВТ установлен перечень участников Системы взаиморасчетов: авиакомпании (перевозчики), заключившие с АО «ТКП» стандартные договоры об организации продажи воздушных перевозок и услуг на электронных билетах СВВТ проведении расчетов; аккредитованные агентства, заключившие с АО «ТКП» стандартные договоры о продаже перевозок и услуг.
Партнерами Системы взаиморасчетов являются: автоматизированные системы бронирования (АСБ), провайдеры и поставщики дополнительных услуг, услуг железнодорожных перевозок, агенты по продаже железнодорожных перевозок.
АО «ТКП», являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
При этом АО «ТКП», помимо осуществления услуг по организации продажи перевозок с привлечением аккредитованных агентств с использованием стандартных перевозочных документов СВВТ-ТКП, в интересах Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта осуществляет следующие функции: обеспечивает функционирование Центра расписаний и тарифов Российской Федерации - формирование, сопровождение и корректировку расписания движения воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях, регистрацию тарифной информации, ставок, сборов и тарифов на аэропортовое обслуживание, а также ведение и поддержание в актуальном состоянии отраслевых банков данных слотов и расписания, тарифов и сборов; выполняет автоматизированный сбор и обработку государственной статистической отчетности по воздушному транспорту, в соответствии с Соглашением с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией).
В состав системы взаиморасчетов на воздушном транспорте входят авиакомпании, аккредитованные агентства, заключившие соответствующие договоры об организации продажи на стандартных перевозочных документах и расчетах за воздушные перевозки на рейсы авиакомпаний с АО "ТКП", которое, тем самым, являясь исполнительным органом СВВТ, осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов (СПД) и электронных билетах СВВТ, а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам.
В соответствии с Приказом ТКП N 17 от 16.03.2001 г. при приобретении пассажирами авиабилетов с использованием СПД СВВТ с пассажира взимается плата в размере 185 рублей - такса «код ZZ», которая введена с 01.04.2001 г.
Решением Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам N 63 от 04 апреля 2001 года одобрена проводимая ТКП работа, по организации взаиморасчетов по международным технологиям, а по вопросу введения спорной таксы решено согласиться с ее введением и рекомендовать Совету директоров ГКП в своей дальнейшей работе, связанной с решением вопросов финансирования системы взаиморасчетов, подобные вопросы рассматривать на совместных заседаниях Комитета перевозчиков НСАВ и Совета директоров ТКП; поручить ТКП представить перевозчикам юридическое обоснование того, что такса ТКП не попадает в налогооблагаемую базу авиакомпаний; предложить ТКП подготовить к заседанию Комитета перевозчиков НСАВ информацию о величине сборов, взимаемых агентствами при оформлении авиаперевозок.
Руководство по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ от 22 октября 2015 года содержит определение стоимости билета итоговой суммы по билету, согласно, которому это сумма, состоящая из провозной платы и дополнительных плат (сборов/ такс), указываемая в строке "итого" перевозочного документа.
Такса «код ZZ» данным руководством определена как плата по услугам, которая включает в себя оплату пассажирами комплексных услуг ТКП по удостоверению договора воздушной перевозки и может включать оплату пассажирами информационных услуг автоматизированных распределительных систем (далее РАС) при оформлении воздушной перевозки в нейтральном сеансе.
Сбор/Такса «код ZZ», в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России № 155 от 25.09.2008г.
АО «ТКП», выполняя свои обязанности по договору с перевозчиком, в целях надлежащего оформления перевозок с использованием СПД СВВТ оказывает пассажиру услуги в момент оформления электронного билета.
Оказывая услуги пассажирам, АО «ТКП» несет расходы, которые не компенсируются перевозчиком, но включаются с согласия перевозчика в совокупную стоимость билетов, приобретаемых пассажирами (в виде таксы такса «код ZZ», которая не является доходом перевозчиков), о чем прямо указано в Стандартном договоре об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах СВВТ.
Такса «код ZZ» в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России № 155 от 25.09.2008г., зарегистрирована в центре расписания и тарифов и введена в систему.
Такса «код ZZ» регистрируется в установленном порядке. Ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до аккредитованных агентств - участников СВВТ. Информация о размере таксы такса «код ZZ», правилах ее оформления автоматически отражается при оформлении билета в системе бронирования.
Такса «код ZZ» указывается непосредственно в электронных билетах СВВТ, а ее взимание производится агентствами, аккредитованными в ТКП, за услуги, оказываемые ТКП непосредственно в пользу пассажиров в рамках Стандартных договоров, заключенных между ТКП и аккредитованными агентствами.
Такса «код ZZ» указывается в итоговой стоимости авиабилета, доходом перевозчика не является, и не относится к провозной плате. Расходы, которые несет АО «ТКП», по согласованию с перевозчиками включаются в итоговую стоимость авиабилетов.
Из материалов дела следует, что АО "ТКП" по поручению авиакомпании при оформлении покупателям (пассажирам) электронного билета, оказывает следующие услуги: удостоверение договора воздушной перевозки, оформленного с использованием электронного билета СВВТ, уникальный номер которого принадлежит АО "ТКП"; формирование электронной записи о заключении договора воздушной перевозки; обеспечение сохранности электронной записи в центре электронного билетооформления; предоставление пассажиру информации, содержащейся в электронной записи, соответствующей заключенному им с перевозчиком договору перевозки, в частности о правилах перевозки, маршруте, времени вылета, стоимости перевозки, возможности получения выписки /маршрутной квитанции/ электронного билета на бумажном носителе; организация доступа пассажиров к процессинговому центру по оплате перевозки.
Согласно разделу 3 п. 29 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 г., за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Согласно п. 30 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
Согласно абз. 8 п. 1 Приказа от 08 ноября 2006 года N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Пунктом V части 1 данного Приказа определено, что уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер.
Согласно п. «а» части 2 указанного нормативного акта, содержание электронного билета включает в себя маршрутную квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Маршрутная квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.
Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что указанными нормативными правовыми актами именно перевозчику предоставлено право установления стоимости перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.
Между тем, из существа изложенных выше нормативных правовых актов не следует прямого запрета на взимание плат за оказание услуг.
В соответствии с п. 49 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, далее - ФАП № 82), для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика и (или) документы, выпущенные по договору с перевозчиками другой организацией, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Этой норме корреспондируют положения Приказа Минтранса России от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», которым также предусмотрено, что электронные билеты могут оформляться организациями, обеспечивающими осуществление взаиморасчетов между авиаперевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.
Таким образом, услуга по выпуску и оформлению перевозочных документов и документов об оплате платежей оказывается пассажиру однократно, ее оказывает либо сам перевозчик (авиакомпания), либо организация, обеспечивающая осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, в случае СПД СВВТ - это АО «ТКП».
Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» предусматривает, что каждый авиабилет должен иметь уникальный номер, при этом уникальный номер электронного билета перевозчика содержит международный трехцифровой код перевозчика и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер, а при отсутствии у перевозчика трехцифрового кода перевозчика он заменяется двухсимвольным кодом перевозчика; уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер. Кодами ТКП на электронных билетах СВВТ являются коды 610-619. При этом вышеуказанные электронные билеты полностью соответствуют Приказу Минтранса от 08.11.2006г. №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Таким образом, электронно-цифровая запись об условиях договора перевозки в базе данных, а также указание в электронном билете СВВТ уникального номера, принадлежащего АО «ТКП», является подтверждением оказания услуг пассажиру по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Отметка ТКП в верхнем левом углу электронного билета СВВТ также свидетельствует о принадлежности уникального номера, указанного на электронном билете, АО «ТКП».
Формирование электронного билета СВВТ, по смыслу ч. 2 ст. 105 ВК РФ, подтверждает факт оказания ТКП услуг по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что АО «ТКП» предоставляет надлежащим образом информацию до потребителей о наличии, существе взимаемой таксы по коду "ZZ". Потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета.
При этом, суд учитывает, что плата взимается за оказанные услуги, которые являются технологической частью обязательств перевозчиков по договорам авиаперевозок, которые не может оказывать сам перевозчик в случае, когда билет продается не на бланке авиакомпании.
Как следует из материалов дела, взымаемая такса (код "ZZ") в сумме 185 руб. не входит в состав провозной платы, указанной в перевозочных документах (билетах), право на установление которой предоставлено перевозчику, а входит в стоимость билета, понятие которой содержится в Руководстве по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ. Запрета на взимание этой стоимости которого нормами права не установлено.
Таким образом, такса взимается за понесенные расходы, связанные с продажей билетов, при этом стоимость проезда от и до не изменялась.
Кроме того, оспариваемая такса (код "ZZ") не является доходом перевозчика, следовательно, не относится к провозной плате и является платой за оказанные АО "ТКП" пассажиру услуги по оформлению билета, а ее указание в электронном билете в строке "сборы" предусмотрено Руководством по оформлению стандартных перевозочных документов СВВТ, утвержденным решением Комитета перевозчиков НСАВ от 22 октября 2015 года N 169 и, кроме того, не противоречит Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82, Приказу Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 N 134.
Ссылка истца на письмо ФАС России, направленное в адрес Министра транспорта Российской Федерации по вопросу неправомерности взимании плата (код "ZZ"), не являющейся доходом авиакомпаний, которая приводит к общему удорожанию авиационных аэропортовых услуг, и в конечном счете, авиабилетов для пассажиров, не может быть признана состоятельным, поскольку не содержит правовых норм или общих - правил, конкретизирующих нормативные- предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационно - характер и не препятствует руководствоваться нормами соответствующего законодательства. Взимание плата (код "ZZ") за оказываемые услуги АО "ТКП" пассажиру введено Приказом ТКП N 17 от 16 марта 2001 года и одобрено НСАВ СВВТ 04 апреля 2001 года, который в установленном законом порядке незаконным не признан и до настоящего времени не отменен.
Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15 и Постановления Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (действовавшего на момент вынесения решения), если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как следует из материалов дела взимание платы (код "ZZ") за оказываемые услуги АО "ТКП" пассажиру введено Приказом ТКП N 17 от 16 марта 2001 года и одобрено НСАВ СВВТ 04 апреля 2001 года. Однако с иском прокуратура обратилась лишь в 2021 году.
Кроме того, согласно п.2 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Начало течения десятилетнего срока является день нарушения права. Для целей истечения указанного срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите такого права, и указанный срок не может быть восстановлен.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, то и судебные расходы истца возмещению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ZZ) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ZZ) ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.